Профилактика терроризма и экстремизма

03.11.2024

Программа

по профилактике экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических  отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершенолетних

                                                                   Пояснительная записка

Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации.

Формирование негативного отношения к  такому  опасному явлению в обществе,   как  экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней  с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами. В последнее время  активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций  спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной , политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в  деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального посёлка.  Поэтому в школе возникла  необходимость  подготовки программы по профилактике экстремистской деятельности  и последующей её реализации.

Программа направлена на укрепление в   школе толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.Она призвана укрепить основы и  методы процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся МКОУ «СОШ№6». Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма .Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы  нашей школы.

Основание для разработки  программы

 Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» , Федеральный закон  «  О противодействию экстремистской деятельности « от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008  № 54-ФЗ.

Разработчик  программы

Коллектив МКОУ «СОШ№6»

Сроки реализации программы :

2015-2018 годы

  Цели и задачи  программы

Целями  программы  являются:

реализация государственной политики в области профилактики   экстремизма  в Российской Федерации, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности;

предупреждение  экстремистских проявлений среди обучающихся  МКОУ « СОШ №6»и укрепление межнационального согласия;

формирование  у обучающихся  позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;

формирование у обучающихся  навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах.

Обеспечение информационной безопасности учащихся  школы.

Обеспечение необходимой адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.

Профилактики участия школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.

2.2 Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и  экстремизма ;

привлечение граждан, общественных организаций, средств массовой информации для обеспечения максимальной эффективности деятельности по профилактике   экстремизма;

проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в  школьной  среде.    

проведение   мероприятий  с обучающимися  по предотвращению экстремизма  и  мониторинга  психолого-педагогическими  службами.

проведение   мероприятий  с обучающимися по предотвращению экстремизма, адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования  социальными и психологическими службами.

использование Интернета в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы информации , направленную на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера, создание сайта патриотического клуба, направленного на формирование толерантного поведения и навыков критического осмысления молодыми людьми происходящих общественных процессов.

осуществление мониторинга по развитию и выявлению субкультур и межнациональных отношений в школе.

проведение работы по информационной безопасности, осуществление мониторинга сети Интернет в образовательном учреждении для выявления информации экстремистской направленности.

организация волонтёрского движения по реализации мероприятий,  противодействующих молодёжному экстремизму.

организация  НОУ конкурса социальных проектов , направленную на формирование нравственности и толерантности.

проведение родительских собраний, заседания Управляющих Советов с вопросами профилактики экстремизма,  ксенофобии, информационной безопасности.

 повышение  занятости молодёжи во внеурочное время

   воссоздание системы социальной профилактики проявлений  экстремизма , направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией;

 Организация управления реализацией программы

и контроля за ходом ее исполнения

Ответственными за выполнение мероприятий программы в установленные сроки являются исполнители программы.

Контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет

Директор школы

В ходе реализации программы отдельные ее мероприятия в установленном порядке могут уточнятся

Реализация Программы позволит:

1. Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму ,этнической и религиозной нетерпимости.

2. Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в  ученической среде

3. Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.

4. Сформирует у обучающихся  навыки цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах.

5.Обеспечит информационную безопасность

6. Обеспечит необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.

7. Предотвратит участие  школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Воспитательная работа  по формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в  школьной  среде.

1.1 Перечень программных мероприятий

1.2 План  воспитательной работы по предотвращению экстремизма  на 2015-2018 год в МКОУ «СОШ №6».

1.3 Мониторинг по определению  уровня взаимоотношений среди учащихся  в классном коллективе.

1.4 Мониторинг  по выявлению субкультур в классном коллективе

1.5 Приложение

1.Воспитательная работа по формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в  школьной  среде.

Перечень программных мероприятий

МероприятияисполнителиСроки проведенияцели
  1. Классные часы по толерантности
 
Классные руководителиРаз в четверть

формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в  школьной  среде.

2. Родительские собрания по вопросам предотвращения экстремизмаКлассные руководителиРаз в полугодие

Профилактика экстремизма, ксенофобии,

информационная безопасность

3. Конкурсы, выставки, викторины, круглые столы , концерты по профилактике экстремизма, по формированию  патриотизма и гражданственности

 зам. директора  по воспитательной работе

Тохтамышева И.З.

В течение года

Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в  школьной  среде.

4. Мониторинг по выявлению субкультур

Зам. по воспитательной работе, классные руководители

Психолог

Раз в полугодие

Выявление и профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.

5. Мониторинг по определению  уровня взаимоотношений среди учащихся  в классном коллективе

  Зам. по воспитательной работе, классные руководители

Психолог

Раз в полугодиеОпределение уровня взаимоотношений среди учащихся  в классном коллективе
6. Организация волонтёрского движения по реализации мероприятий , противодействующих молодёжному экстремизму Зам.  по воспитательной работеВ течение годаПротиводействие молодёжному экстремизму

Участие в молодежных акциях

«Нет  экстремизму!»

Зам. по воспитательной работеПо плану

предупреждение  экстремистских проявлений среди обучающихся укрепление межнационального согласия;

Вовлечение обучающихся в кружки, секции Зам. по воспитательной работеВ течение года

профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.

                План  воспитательной работы по предотвращению экстремизма 

МероприятияответственныесрокиУчреждения, привлекаемые к проведению мероприятийцели
Военно-патриотическое направление
Мероприятие, посвящённое 70 летию Победы в ВОВЗам. директора по ВР, кл.руководителиянварьПриглашение ветерановПовышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе
Всероссийская акция «Я – гражданин России»зам.директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖдекабрь Воспитание патриотизма

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

зам.директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖфевраль Повышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе,
«Страны ты патриотом будь»зам.директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖфевральПриглашение ветерановПовышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе,
 Акция  «Мой ветеран»

Зам.директора по ВР, Хочу такой сайт

Классные руководители

В течении года Формирование культуры поведения, уважительного отношения к истории своей Родины, оказание посильной помощи ветеранам
Школьная конференция «Виват, Россия!»Зам. директора по ВРфевральПриглашение учащихся других школповышение количества обучающихся, занимающихся научной работой по патриотическому направлени
Заочные экскурсии по местам боевой славыЗам. директора по ВР,апрельПриглашение ветерановформирование позитивного отношения к школе, увеличение количества детей, активно участвующих в жизни класса и школы
Вахта памяти (возложение цветов к памятнику)Зам.директора по ВРмай Расширение рамок патриотического воспитания
Парад Победы.Зам. директора по ВРмай Повышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе, пропаганда работы  школы патриотического воспитания
Художественно-эстетическое направление
Классные часы по толерантностиКлассные руководители1 раз в четверть 

формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в  школьной  среде.

Классные часы по

 « Неформальные течения»

Классные руководители1раз в полугодиеПриглашение специалистов по управлению молодёжной политикой

Выявление и профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.

Фотовыставка

« Моя Кабардино-Балкария»

Зам.директора по ВРдекабрь Воспитание патриотизма, толерантности , уважение к культуре других народов
Спортивно-оздоровительное направление
Соревнование по футболу на первенство школыУчитель физкультурыоктябрь Увеличение охвата детей спортивно-оздоровительными мероприятиями
Соревнование по баскетболу на первенство школыучителя физкультурыдекабрь Увеличение охвата детей спортивно-оздоровительными мероприятиями
Соревнования по военно-прикладным видам спортазам.директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖфевраль Повышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе, пропаганда здорового образа жизни
Интеллектуальное направление
Викторина « Знаешь ли ты культуру и традиции других народов»Зам.директора по ВР декабрь Воспитание патриотизма, толерантности , уважение к культуре других народов
Школьная конференция «Виват, Россия!»Зам. директора по ВРфевраль повышение количества обучающихся, занимающихся научной работой по патриотическому направлению
Работа с родителями

Родительское собрание  по профилактике экстремизма, информационной безопасности

Классные руководители

В течение года

Приглашение специалистов из служб ОВД

Профилактика экстремизма, ксенофобии,

информационная безопасность

Работа с документацией
Анкетирование по определению уровня взаимоотношений в классе

Классные руководители

Психолог

Раз в полугодие определение уровня взаимоотношений в классе
Анкетирование по выявлению субкультур в  школе

Классные руководители

Психолог

Раз в полугодие выявление субкультур в  школе

Мониторинг по определению  уровня взаимоотношений среди учащихся  в классном коллективе

Инструментарий мониторинга

Предлагаемые характеристики оцениваются по 5-бальной шкале

5- проявляется всегда

4- проявляется часто

3- бывает редко

2- этого у нас нет

1- у нас другая позиция

характеристикиоценка
54321
1Мы доброжелательны и терпимы  друг другу     
2Мы помогаем друг другу в в сложных затруднительных ситуациях: в учёбе, в повседневной жизни, в организации досуга     
3У нас доброжелательные отношения с учениками других классов     
4Мы стараемся защитить своих ребят, когда они нуждаются в этом     
5Мы отмечаем совместно праздники и дни рождения     
6Мы уважительно относимся к ребятам других национальностей     

Если средняя оценка учащихся класса:

от 6-до 12 баллов – это очень низкий уровень ( негативный)

от 13-до 18 баллов – это низкий уровень ( негативный)

от 19 до 24 баллов –это средний уровень( нейтральный)

от 25-30 – это высокий уровень ( позитивные)

Мониторинг  по выявлению субкультур в классном коллективе

Раз в  полугодие проводить классный час

 «  НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ТЕЧЕНИЯ » в форме

 ( бесед, лекций , семинаров, докладов, круглых столов и т.д) в целях:

Повышения знания школьников о молодежных субкультурах,

Воспитания культурной грамотности школьников;

Просвещение школьников о возможностях самореализации и развития, которые предоставляет участие в субкультурах;

Профилактики участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.

Инструментарий мониторинга

Анкета

Дорогой, ученик! После нашего классного часа ответь на вопросы, предлагаемые в анкете.

ВопросыОтветы
1. О каких неформальных организациях ты узнал ? 
2.Какие группы, по твоему мнению,  оказывают положительное влияние на молодёжь? 
3Какие группы, по твоему мнению,  оказывают отрицательное влияние на молодёжь? 
4Какая группа тебя заинтересовала и почему? Хотел бы ты  к нему присоединиться 
5Какие группы вызвали у тебя  негативные эмоции и почему? 
6Можешь ли ты себя отнести к какой –нибудь группе? 

Рекомендации по обработке анкеты

%- отнесли себя к какой-то группе

%- предрасположены к присоединению к каким-либо группам

%- безразличны  к неформальным организациям

класс Число представителей
 Хип-хоп 
Эмо 
гламур 
реконструкторы 
ролевики 
рокеры 
готы 
металисты 
панки 
флешмобы 

Стрейт-эйджеры

 
предрасположены к присоединению к каким-либо группам 

безразличны  к неформальным организациям

 

исповедующие

нетрадиционные течения Ислама

 

Методика изучения уровня развития детского коллектива

 «Какой у нас коллектив»

Cоставлена А.Н.Лутошкиным

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими 

Автор (Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А, Шарова О.Д)

Цели:

- ознакомление с понятием «толерантность», «толерантная личность»;

-развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинстов других;

- осознание многообразие проявлений личности каждого участника в групповой поддержке;

- развитие способностей к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

 - формирование позитивного отношения к своему народу и другим культурам.

Программа рассчитана для подростков 12-15 лет.

Критерии толерантности:

-равноправие;

- взаимное уважение, доброжелательность к членам группы, обществу;

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Содержание программы тренинга

ЗанятиеВремя
1Толерантность; что это?60 минут
2Толерантная личность45 минут
3Я и группа: толерантность к себе.60 минут
4Я и группа: толерантность к себе и к другим60 минут
5Толерантное общение45 минут
6Толерантность к другим: разные миры60 минут
7Толерантность к другим: учимся сочувствию60 минут
8Границы толерантности45 минут
9Завершение. Рефлексия  
СПРАВКА ПО АНТИТЕРРОРУ.doc (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».