ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания муниципального казенного общеобразовательного
учреждения « Средняя общеобразовательная школа №6 г.о.Баксана» (далее - Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее-ФГОС) общего образования, Порядком «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172).
Программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы
МКОУ СОШ 6.
Назначение Программы воспитания МКОУ СОШ № 6 – создать и реализовать
собственную работающую систему воспитания, направленную на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа воспитания МКОУ СОШ № 6 показывает, каким образом
педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора по
воспитательной работе, и др.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
В основе Программы воспитания МКОУ СОШ№ 6 в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа воспитания призвана обеспечить достижение
учащимися
личностных результатов, указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания– это описание системы возможных форм и способов работы с
детьми.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в
котором кратко описывается специфика деятельности МКОУ СОШ6 в сфере воспитания:
специфика расположения школы, особенности ее социального окружения, источники
положительного или отрицательного влияния на детей, значимые партнеры школы,
особенности контингента учащихся, оригинальные воспитательные находки школы, а также
важные для школы принципы и традиции воспитания.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для
достижения цели.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает,
каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из
которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует
одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются:
«Классное руководство»,
«Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями»,
«Самоуправление»,
«Профориентация».
Вариативные модули:
«Ключевые общешкольные дела»,
«Волонтерство»,
«Школьные медиа»,
«Экскурсии, экспедиции, походы»,
«Организация предметно-эстетической среды».
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором
показывается, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней
воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа,
который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной
работы.
Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося
воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами,
отношениями. Программа позволяет педагогическим работникам МКОУ СОШ 6
скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Школа №6 находится по адресу: г.Баксан, ул.Угнич,1. Транспортные подъезды к школе
удобны для безопасного перемещения обучающихся и воспитанников, приезжающих из
других микрорайонов и других населенных пунктов. В школе созданы соответствующие
условия для обучения и воспитания детей любой категории: в соответствии с ФГОС
обустроены и оснащены современным учебным оборудованием учебные кабинеты, имеется
спортзал, актовый зал, спортивная площадка, столовая на 120 посадочных мест.
На территории микрорайона школы и в шаговой доступности от нее расположены
автовокзал, Парк культуры и отдыха, ФОК, Прогимназия 1. Значимыми партнерами школы
являются
Кабардино-Балкарский
государственный
университет,
учреждения
дополнительного образования, ДЮСШ.
В 1-11 классах обучаются свыше 940 школьников, в дошкольных группах
воспитываются 175 детей.
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей,
учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений
культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного
образования, реализацию программ воспитания города и региона, преемственности детский
сад-школа, экскурсионной и творческой деятельности.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы - идея
творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся,
совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.
Активную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной деятельности
играют объединения дополнительного образования. Учащиеся, занимающиеся в кружках,
как правило, проявляют больший интерес к познанию, а педагогов работа в кружках
стимулируетк поиску творческих путей в организации учебно-познавательной деятельности.
В школе открыты и успешно функционирует объединения по интересам: спортивные
секции и кружки. Они оказывают целенаправленное воздействие на личность ученика,
удовлетворяя ее потребности в различных видах деятельности. В культурно – досуговом
социуме школа взаимодействует с учреждениями дополнительного образования.
Традиции коллектива - это обычаи, порядки, правила поведения, установившиеся в нем,
оберегаемые им, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому. В школе
накоплен богатый опыт работы по КТД. В течение года каждый учащийся школы принимает
участие в таких программах. Коллективные творческие дела - это и труд, и общение, и
искусство, и различные формы досуговой деятельности.
Школьный календарь включает в себя не только традиционные мероприятия, а также
народные, профессиональные, государственные даты. Также учащиеся и педагоги школы
активно участвуют в реализации федеральных, республиканских и муниципальных целевых
программ.
Безусловно, личность ребенка раскрывается с общения с самыми близкими людьми.
Семья всегда играла ведущую роль в формировании важнейших качеств личности, которые в
дальнейшем обеспечивают ребенку успешное включение в общественную жизнь, учебный
процесс, складывание нормальных отношений с педагогами и сверстниками в школе.
Поэтому работа с семьей является одним из важнейших компонентов учебновоспитательного процесса нашей школы. Большое внимание уделяется организации
планомерной совместной деятельности с родительской общественностью, взаимосвязи со
школьным педагогом - психологом, учителем логопедом, социальным работником.
Таким образом, в школе сложилась комфортная эмоциональная атмосфера,
взаимопонимание между учителями, учащимися и родителями.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями,общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МКОУ СОШ 6 –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития
его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка
и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего
образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения.
Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются
детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для
развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта
осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте.
К наиболее важным нормам и традициям относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу —время, потехе —час» как в учебных
занятиях,так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнениеи действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
1. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как
основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета
в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
2. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни.
Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них
реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опытдеятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
созданиясобственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерскийопыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения
исамореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания.
Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной
цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут
ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать
во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и
разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решениеосновных задач.
Задачи Программы воспитания
Реализовать воспитательные возможности
общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного
планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
Реализовать потенциал классного
руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных
сообществ в жизни школы;
Вовлекать школьников в кружки, секции,
клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам
внеурочной деятельности, реализовать их
воспитательные возможности;
Организовать для школьников
экскурсии, экспедиции, походы и
реализовать их воспитательный
потенциал;
Организовать профориентационную
работу со школьниками;
Организовать работу школьных
бумажных и электронных медиа,
реализовывать их воспитательный
потенциал;
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Раздел 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих
направлений воспитательной работы МКОУ СОШ№6. Каждое из
представлено в соответствующем модуле.
3.1.Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятсяи анализируются совестно педагогами и детьми.
Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих
их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума: благотворительная ярмарка «Подари добро»,
экологический проект «Чистый город» (раздельный сбор мусора, акции «Сдай батарейку
Традиционные городские субботники, и пр.) открытые дискуссионные площадки –
регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских,
педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители
других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в
рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные,
проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
-участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международнымсобытиям (Акция «Бессмертный полк», акции в соцсетях, и пр.)
На школьном уровне:
- единый школьный проект, общешкольные праздники – ежегодно проводимые
творческие тематические (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела,
связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы.
-торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей
(Посвящение в первоклассники, Посвящение в пятиклассники, торжественные
линейки по окончанию учебного года, и пр.).
-церемония награждения (по итогам года) школьников и педагогов –
Конференция победителей – награждение за активное участие в жизни школы, защиту
чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие
школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
-выбор и делегирование представителей классов в общешкольное ученическое
самоуправление, в проектные группы - советы дел, ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел;
-участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
-проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел,участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
-вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
-индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
--наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные развивающие
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом педагог, классный руководитель организует:
- работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказаниенеобходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
-организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
-проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
-выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоитьнормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) – со школьным психологом.
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
-индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а
в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иноепоручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-регулярные
консультации
классного
руководителя
с
учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
-привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, ожизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболееострых проблем обучения и воспитания школьников;
-создание и организация работы родительской общественности класса,
участвующей в
управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их
детей;
--привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочные занятия МКОУ СОШ 6 реализует через дополнительные
образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные
программы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм её организации,
отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме проектной
деятельности, соревнований, спектаклей, поисковых и научных исследований, круглых
столов. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее
утомительной.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
-вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
-поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
-поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Духовно-нравственное, патриотическое: обеспечивает развитие обучающихся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу работы
по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые
национальные ценности российского общества, формирование общечеловеческих
ценностей в контексте развития у обучающихся гражданской идентичности; воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или
социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление ценностносмысловой сферы личности; формирование духовной культуры, привитие любви к
малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма, позитивного
отношения к базовым ценностям общества. По итогам работы в данном направлении
проводятся конкурсы, концерты, защита проектов;
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их
общее духовно-нравственноеразвитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения
к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых. Во время занятий
формируется культура здорового и безопасного образа жизни; используется
оптимальный двигательный режим для детей с учетом их возрастных, психологических
и иных особенностей; развиваются потребности в занятиях физической культурой и
спортом.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
- привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задачдля решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения исамореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на
время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско- взрослое самоуправление.
Ученическое самоуправление – это возможность проявить себя в решении вопросов
школьной жизни, возможность самим учащимся планировать, организовывать свою
деятельность и подводить итоги.
На уровне школы:
-через деятельность Конференции
учеников, объединяющей лидеров,
представителей классов для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований,конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
-через деятельность проектных групп, творческих советов дела, отвечающих за
проведениетех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
-через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе.
На уровне классов:
-через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса
в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
-через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: комитет спортивных дел, комитет творческих
дел, комитет работы с младшими ребятами, и др.);
-через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
-через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
-через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
-через вовлечение в волонтерскую деятельность.
3.6.Модуль «Волонтерство»
Волонтёрское объединение создано и действует в рамках нескольких направлений
волонтёрской деятельности:
- экологическое волонтерство (реализация проектов и акций «Чистый город»,
раздельный сбор мусора и пр.),
- социальное волонтерство (проведение социальных акций поддержки людей в
трудной жизненной ситуации, и пр.),
- событийное волонтерство (реализация мероприятий в рамках Единого школьного
проекта, участие волонтеров в организации общешкольных, городских
фестивалей, конкурсов, соревнований и пр.),
- культурное волонтерство (организация праздников, творческих вечеров и
мероприятий, участи в культурных акция города),
- медиа-волонтерство (работа волонтеров в школьных СМИ и соцсетях, создание
положительного имиджа школы).
Волонтёрская деятельность в МКОУ СОШ 6 основывается на принципах
добровольности, законности, самоуправления, непрерывности и систематичности,
свободы определения внутренней структуры форм и методов работы, осознания
участниками волонтёрского движения личностной и социальной значимости их
деятельности; ответственного отношения к деятельности, открытости для всех,
взаимозаменяемости, взаимопомощи, корректности, милосердия, сострадания,
трудолюбия, творчества, инициативыи активности.
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них
навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников;
литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
учителями и родителями школьников для углубленного изучения биографий
проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических
событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны.
3.8. Модуль «Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных пробшкольников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Эта работа осуществляется через:
-работу школьной Социально-психологической службы, циклы профориентационных
часов общения специалистов и ребенка, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего,
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов
по интересующим профессиям и направлениям образования, индивидуальные
консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут
иметь значение в процессе выбора ими профессии;
-профориентационные игры: «Человек и профессия», симуляции, деловые игры,
квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
-экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
среднихспециальных учебных заведениях и ВУЗах;
- организация встреч с представителями разных профессий из числа родителей,
в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где
школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии,
развивать всебе соответствующие навыки.
-участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастер классах, посещение открытых уроков;
-освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования в
ходе реализации
городского
проекта
«Профессиональное обучение без границ» совместно с колледжами региона, с
возможностью сдачи демонстрационного экзамена и получения сертификатов и
свидетельств о начальном профессиональном образовании.
3.9.Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средствраспространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов иформ деятельности:
- освещение через школьную газету, школьный сайт, социальные сети,
официальную группу школы в Instagram наиболее интересных моментов жизни школы,
популя ризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления;
- освещение через школьную газету материалов о вузах, колледжах и
востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам;
- конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научнопопулярныхстатей;
- создание школьного медиацентра из заинтересованных добровольцев, групп
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющих
видеосъемку и мульти медийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной
диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
- участие школьников в городских, республиканских, всероссийских конкурсах
школьныхмедиа
3.10.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);
- создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для
чтения любые другие;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения классного руководителя со своими детьми;
3.11.Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
-общешкольные тематические родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
-семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и
обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
На индивидуальном уровне:
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогови родителей.
Мероприятия в рамках модуля:
Организация и проведение общешкольных родительских собраний.
Организация встреч родителей со специалистами, работающими в школе.
Организация и проведение классных родительских собраний.
Организация родительского собрания, выборы родительского актива.
Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в
школе.
6) Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям воспитательной
работы.
7) Привлечение родителей к участию в школьных праздниках.
8) Посещение членами родительского комитета «проблемных» семей.
9) Родительские лектории, семинары, диспуты.
10)
Функционирование «Школы успешного родителя» под
1)
2)
3)
4)
5)
руководством педагога –психолога.
11)
12)
День открытых дверей.
Привлечение родителей выпускников к проведению праздника
"Последнийзвонок", выпускных вечеров.
Привлечение родителей 1 - 4 классов к участию в празднике "Прощай, начальнаяшкола».
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
- динамика личностного развития обучающихся каждого класса;
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решитьза минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическомуколлективу.
Осуществляется анализ классными руководителями. Способом получения
информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников
является педагогическое наблюдение, анкетирование.
Направление самоанализа
Критерии
Результаты воспитания,
социализации и саморазвития
обучающихся
Состояние организуемой
в ОО совместной
деятельности обучающихся и
взрослых
Динамика личностного
развития обучающихся
каждого класса
Наличие в ОО событийно
насыщенной и личностно
развивающей совместной
деятельности
обучающихся и взрослых
Формы
Педагогическое
наблюдение
Беседы с обучающимися
и родителями, педагогическими
работниками, лидерами
ученического самоуправления,
мониторинг
1. Качество воспитательной деятельности классных руководителей.
- испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной
деятельности (анкетирование);
- испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной сдетьми деятельности (анкетирование);
- стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников
детско-взрослых общностей (наблюдение, экспертная оценка);
- доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них
доверительныеотношения со школьниками (наблюдение, экспертная оценка);
- являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми
(анкетирование).
2. Управление воспитательным процессом в образовательной организации.
- имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах,
регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и
правах, сфере своей ответственности (анкетирование);
- создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста
педагогов всфере воспитания;
- поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со
школьниками. Отслеживание
состояния
воспитательного
процесса
в
образовательной
организации, своевременная его корректировка и прогнозирование
дальнейшего развития проводится ежегодно.
Ресурсное обеспечение воспитательного
процесса в образовательной организации.
- в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для
организации воспитательного процесса, нуждается школа – с учётом ее реальных
возможностей;
- какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно;
- какие нуждаются в обновлении.
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу ,и проект направленных на это управленческих решений.