Программа ДО русскому языку иностранных граждан на уровне НОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Русский язык как
иностранный" направлена на интенсивную подготовку несовершеннолетних иностранных
граждан и детей с миграционной историей, не владеющих или слабо владеющих русским языком
к освоению образовательной программы начального общего и основного общего образования
путём овладения основными речевыми компетенциями (аудирование, говорение, чтение,
письмо).
Программа направлена на обучение несовершеннолетних иностранных граждан граждан и
детей с миграционной историей, не владеющих или слабо владеющих русским языком (7-11
лет)
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Особенность данной программы заключается в ее универсальности, практическом
применении как в системе внеурочной деятельности, так и в дополнительном обучении
русскому языку как иностранному (далее – РКИ).
Формирование группы обучающихся проводится в соответствии с классом, в который
планируется поступление ребёнка, однако допускается формирования смешанных
возрастных групп.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»
Данная образовательная программа направлена на формирование у
несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, не
владеющих или слабо владеющих русским языком, планирующих поступление в 1-4 классы
общеобразовательных организаций, осознанного владения русским языком в объеме,
достаточном для продолжения обучения по общеобразовательной программе на русском
языке в школе, а также для реализации общения в различных ситуациях как в школе, так и
вне её.
Кроме того, программа
решает задачи формирования
и развития
социокультурных навыков, направленных на:
- приобретение
первоначальных
представлений
о многообразии
языков и культур на территории РФ;
- приобретение первоначальных представлений о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа;
- приобретение понимания роли языка как основного средства общения
- осознание значения русского языка как государственного языка и языка
межнационального общения.
Цель программы: формирование уровня владения русским языком, достаточного
продолжения обучения по общеобразовательной программе начального общего и основного
общего образования, умений и навыков общения на русском языке в различных ситуациях
как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Основные задачи:
- способствовать формированию коммуникативно-речевой компетенции:
корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи; освоение и
расширение запаса лексики, обеспечивающего общение в рамках обозначенных тем, а
также овладение лексикой в рамках базовой программы начальной и основной школы, что
в свою очередь поможет обучающимся усваивать нормы литературного языка, овладевать

качествами правильной речи, выражать свои мысли в устной и письменной форме,
устанавливать и поддерживать контакт с окружающими людьми;
- способствовать
формированию
языковой
компетенции:
освоение
грамматической базы русского языка; изучение грамматических закономерностей русского
языка, формирования грамматических навыков;
- способствовать развитию орфографических и пунктуационных навыков;
Ожидаемые результаты:
1. Овладение обучающимися коммуникативными компетенциями в объёме,
достаточном для освоения общеобразовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС.
2. Адаптация обучающихся к новым условиям проживания в социальнокультурной и образовательной среде. Это связано с тем, что русский язык для таких
обучающихся становится не только школьным предметом, но и активным рабочим языком,
на котором он должен обучаться по всем предметам школьной программы, принимать
участие во внеклассной жизни школы и использовать язык в повседневном общении.
3. Понимание и принятие обучающимися культурных ценностей принимающей их
страны.
4. Предполагаемые виды деятельности учащихся:
- работа со словарями, справочной литературой, Интернет-источниками; участие в
экспресс-диагностике, анкетировании;
- аналитическая работа с текстом; написание самостоятельных работ; подготовка
сообщения на заданную тему;
- составление алгоритма, памятки, обобщающей схемы; сравнительный анализ
заданий.
Основным средством промежуточного и итогового оценивания является
диагностика на уровень владения русским языком: промежуточная, итоговая диагностики.
По итогам промежуточных диагностик определяется уровень владения русским
языком по всем четырем видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование,
чтение) и прослеживается динамика речевого развития обучающегося и дается
возможность скорректировать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.
Итоговая диагностика позволяет выявить достигнутый уровень языковой и речевой
компетенции обучающегося, умения ориентироваться в различных коммуникативных
ситуациях, обучаться на государственном языке по общеобразовательным программам
начального общего и основного общего образования.
Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка
как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления
национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть
показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.

Метапредметными
результатами
программы
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- учитывать установленные
правила в планировании
и контроле
способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно
воспринимать
предложения
и оценку
учителей,
товарищей, родителей и других субъектов;
- контролировать и адекватно оценивать ситуацию и возникшие трудности, а
также предлагать способы их разрешения;
- различать способ и результат действия;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия, выполнения заданий и вносить
необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные УУД:
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать
причинно-следственные связи;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- принимать основы смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделять основную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять
выбор наиболее
эффективных
способов
решения
задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять
синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно- следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных коммуникативных задач,
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы;
- адекватно
использовать
речь
для планирования
и регуляции
своей деятельности;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
- точно, последовательно
и полно
передавать необходимую
информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно
использовать
речевые
средства
для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач;
-формулировать собственное мнение и позицию.
Предметным результатом освоения программы является сформированность у
обучающихся языковой, речевой, социокультурной, лингвострановедческой компетенций в
объёме, достаточном для освоения программы общеобразовательной школы на русском
языке в соответствии с ФГОС.
По итогам освоения программы обучающийся должен:
– уметь понимать на слух информацию, содержащуюся в звучащем тексте, которая
дается в рамках изученных тем с учетом лексико-грамматического материала
элементарного уровня;
– уметь участвовать в диалогах на знакомую тему;
– уметь отвечать на вопросы;
– уметь строить простые короткие связанные высказывание на знакомые темы (с
предварительной подготовкой);
– уметь читать текст с правильным произношением звуков;
– соблюдать слитность чтения слогов и слов в словосочетании и предложениях;
– соблюдать нормы ударения, типы интонационных конструкций;
– понимать содержание текста;
– уметь списывать текст с выполнением заданий, основанных на лексикограмматическом минимуме элементарного уровня;
– владеть основами (печатной и рукописной) русской графики.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура, особенности и рекомендации
Материал программы структурирован в соответствии с уровнями обучения
(элементарный, базовый, средний).
Темы по лексике (лексическому минимуму), а также культуроведческий материал
представлены в программе целым блоком, что дает возможность педагогу использовать их
на занятиях в зависимости от темы, цели, задачи урока. Лексические темы могут
дополнительно наполняться материалами школьной программы по изучаемой теме при
выявлении педагогом необходимости в этом.
В соответствии с методикой преподавания РКИ данная программа основана на
взаимосвязанном, последовательном, дозированном изучении тем по фонетике, лексике,
грамматике – комплексном освоении русского языка в объёме, достаточном для освоения
программы общеобразовательной школы на русском языке, а также для успешной
коммуникации в разных сферах и ситуациях общения.
В методике РКИ материал структурируется по ситуативно-тематическому принципу
обучения и подачи материала, а урок посвящается обычно какой-либо лексической теме. Ей
соответствует одна или несколько грамматических тем. Грамматический материал даётся

на основе речевых образцов, представляющих собой речевое наполнение грамматической
модели (конкретной грамматической темы). Кроме того, при работе с речевым образцом
широко используются мини-тексты, пословицы, поговорки.
Эта особенность методики связана с особым построением урока РКИ. Занятие
включает в себя задания и упражнения по всем видам речевой деятельности. Без
комплексного освоения и развития навыков чтения, говорения, слушания и письма
успешное изучение русского языка, дальнейшее обучение на нём, полноценное общение в
языковой среде является проблематичным.
Занятие РКИ имеет свои специфические особенности:
- принцип коммуникативной направленности, в основе которого лежит понятие
коммуникативной ситуации как единицы обучения и инструмента овладения языком;
- принцип комплексного или взаимосвязанного обучения видам речевой
деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Эти особенности являются основополагающими в РКИ. Важнейшее условие
успешной работы педагога – применение на уроках современных образовательных
технологий: визуализации как инструмента в адаптационной и учебной работе,
инфографики, тщательно подобранных разнообразных иллюстративных материалов
(тематических сюжетных картинок), демонстраций фрагментов видео и аудио записей,
презентаций, различных схем, ролевых и занимательных игр, цифровых образовательных
ресурсов. Предложенные виды работ на уроках РКИ активизирует процесс обучения,
делают его более интересным и запоминающимся.
В методике РКИ изучение грамматики, лексики и фонетики взаимосвязаны –
составляется единый лексико-грамматический курс. Грамматика вводится через
ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через овладение
навыками речи в определённых коммуникативных ситуациях, через текст и речь, через
знание лексики определённых тематических разделов. Без знаний фонетики (правил
произношения звуков, слов и интонирования высказываний) задача выразить
определённую мысль или поддержать речевое общение становится невыполнимой.
Содержательная часть программы заключается в особом комплексном подходе к
построению занятий, направленных на коммуникативно-комплексное обучение языку и
социально-культурную адаптацию.
Одним из приоритетных направлений в методике РКИ является приобретение
обучающимися, прежде всего, коммуникативных компетенций (умение общаться на
русском языке), таким образом у детей формируются навыки активного и психологически
свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в изменяющейся
языковой ситуации.
В процессе практических занятий особое место занимает диалог по заданной
ситуации. Темы создания ситуативного общения могут быть разнообразными в
зависимости от возраста и уровня владения русским языком:
- с соучениками на программе, учителями и другими сотрудниками школы;
- на занятиях;
- на перемене
- в столовой, буфете;
- в библиотеке;
- обращение или общение со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях вне
школы: на улицах города, в транспорте, в магазине, кафе, в поликлинике у врача, в аптеке,
в гостях, за столом, на спортивной площадке;
- разговор по телефону: с родителями, друзьями, одноклассниками.

В
программе
отражены
принципы
последовательности,
постепенности,
доступности, целостности, деятельного, возрастного и индивидуального подхода к процессу
обучения несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства.
В основе занятий лежат принципы, соответствующие методологии обучения
русскому языку как иностранному:
- принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей
развития;
- принцип «активной грамматики»;
- принцип поэтапной подачи материала;
- принцип дозированности изучаемого материала;
- принцип минимализации, который выражается в развитии навыков и умений на
строго ограниченном языковом материале.
Материал программы рассчитан на 3 месяца.
Количество часов обучения – 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в объёме 3 урока в день.
Форма организации занятий – очная.
Формы работы учащихся на занятиях:

Коллективные;
Групповые (от 2 до 10 обучающихся);
Индивидуальные.
Принципы обучения
Обучение предполагает изучение и систематизацию лексики, необходимой ребёнку для
повседневного общения, ориентации в образовательной организации, городе, городских
учреждениях, транспорте, знакомство с этикетом. Поэтому уроки элементарного уровня
организуются на основе лексических тем. Работа над лексикой заключается в проверке
словарного запаса учащихся (по различным тематическим группам лексики), выявлении
возможных пробелов и пополнении активного словаря новыми единицами. Проводится
также корректировка навыков произношения и интонирования речи. Основной акцент в
грамматике делается на усвоении категории рода и числа у существительного и форм
словоизменения глагола в настоящем времени. Помимо грамматических упражнений в урок
желательно активно включать языковые игры и занимательные задания. Необходимой
формой работы является заучивание небольших стихотворных фрагментов, пословиц,
скороговорок, построенных на изучаемом грамматическом явлении.
Лексический раздел
В качестве материала могут быть использованы сказки:
Курочка Ряба. Репка. Лиса и Журавль. Колобок. Теремок. Три медведя. Красная
шапочка.
Маша и медведь. Волк и семеро козлят. Буратино. Дюймовочка. Чебурашка.
Доктор Айболит. Муха-Цокотуха. Сказка о рыбаке и рыбке. Кошкин дом.
Мойдодыр. Тараканище.
Также для отработки лексического и грамматического материала могут быть
использованы учебные тексты
В процессе работы можно использовать содержание лексических тем в порядке,
необходимом для целей и задач того или иного занятия.
Предлагаемые лексические темы:
1 раздел «Школа»
Я в классе. Я в школе
Школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стул, стол, парта,

доска, мел, учитель, ученик, ученица, ручка, карандаш, фломастер, линейка, ластик, книга,
азбука, тетрадь, урок
Я на уроке. Читать, говорить, писать, слушать, повторять, рисовать, сидеть, стоять,
внимательно, громко, тихо, хорошо, плохо, быстро, медленно, правильно, страница, буква,
слог, слово, домашнее задание, зарядка, смотреть телевизор, мультфильм, сказка, герой,
рассказ, картинка, перемена, звонок, расписание.
Вместе с классом после уроков Библиотека, экскурсия, кружок, танцевать, петь,
читать стихи, идти (в цирк, в кино, в театр, в музей), концерт, выставка, представление,
фильм, кукольный театр, спектакль, картина, (не) интересный, смешной, скучный,
страшный, хороший.
2 раздел «Город»
Я на улице. Адрес, город, улица, проспект, площадь, дом, корпус, подъезд; переход,
светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди, метро, остановка, аптека, почта,
милиция, поликлиника, магазин, киоск, рынок, жить, живу, учиться, учусь.
Я в транспорте. Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, метро, машина, легковая,
грузовик, такси, поезд, вагон, место, пассажир, водитель, билет, вход, выход, пересадка,
следующая, станция, остановка, сесть, войти в ..., выйти из ..., ехать быстро, медленно.
Мой город. Центр, район, площадь, театр , гостиница, кинотеатр, музей, цирк,
зоопарк, парк, кафе, ресторан, бассейн, стадион, институт, университет, памятник, церковь,
вокзал, железная дорога, аэропорт самолет, корабль, находится, называется, новый, старый,
красивый, большой.
3 раздел «Мой дом»
Моя семья, мои родственники. Семья, большая, маленькая, мой, моя, мои, любить,
люблю, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший,
старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, старый, молодой, работать, (не)
работает, учиться, учится, ужинать, ужинаем, обедать, обедаем, вместе завтракать,
завтракаем.
Где я живу. Моя квартира. Дом. Подъезд, почтовый ящик, на первом, втором,
третьем, четвёртом, пятом этаже, лифт, квартира, прихожая, зеркало, телефон, комната,
балкон, кухня, холодильник, плита, ванная, мыло, душ, полотенце, раковина, спальня,
кровать, одеяло, подушка, шкаф, гостиная, диван, кресло, ковер, радио, полка, часы,
будильник, лампа, телевизор, потолок, люстра, пол, соседи, жить, у меня (у нас) дома, у нас
в квартире.
Ждём гостей. Убираем дом, готовим угощение. Убирать (комнату, игрушки, вещи),
чистить картошку, мыть фрукты и овощи, стелить чистую, новую скатерть, накрыть на стол,
печь вкусный пирог, делать салат, винегрет, бутерброды, готовить праздничный обед,
угощение, одеться нарядно, причесаться, смотреться в зеркало, ждать, встречать, угощать
гостей, мыть посуду, выносить мусор.
4 раздел «Мой день»
Мой день в школе и дома. Дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг,
пятница, суббота, воскресенье), вчера, сегодня, завтра, утром,днём, вечером, ночью;
завтрак, обед, ужин, урок (и), показать, покажи, школьный двор, прогулка, игра, играть,
вместе, вечером, дома, ночью,сон,спать, учиться, гулять, отдых.
Мой распорядок дня. Соблюдать режим, 7 часов, рано, поздно, вставать, завтракать,
умываться, душ, мыло, полотенце, закаляться, щетка, зубная паста, чистить, зарядка:
поднять, опустить, присесть; расческа, причесать, одеваться, надевать, идти, 2 часа, обедать,
7 часов, ужинать, 9 часов, ложиться - лечь, 12 часов, включать, выключать свет, воду, газ.
Работа по дому. Поливать цветы, пылесос, вытирать пыль, чистить ковер, подметать,
выбросить, мусор, помогать папе, помогать маме, стиральная машина, стирать, сушить,

утюг, гладить, белье, нитка, иголка, пришивать пуговицы, зашивать одежду.
5 раздел «Время года»
Погода. Какая сегодня погода. Лето (летом): тепло, жарко, небо голубое, зелёный,
голубой. Осень (осенью): часто идет дождь, бывает холодно, на небе тучи, на улице лужи,
дует холодный ветер, деревья жёлтые и красные; Зима (зимой): небо серое, бывает мороз,
идёт снег; Весна (весною): на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит
солнце; погода (хорошая, плохая).
Сезонная одежда. Весна, осень: куртка, шапка, кепка, платок, плащ, сапоги, ботинки,
туфли, кроссовки, носить (куртку, шапку, кепку). Зима: шуба, тёплая куртка, тёплая шапка,
тёплые ботинки, варежки, перчатки, шарф, носить (шубу, тёплую куртку, тёплую шапку).
Лето: шорты, платье, джинсы, майка, юбка, рубашка, носить (майку, юбку, рубашку);
тёплая, лёгкая одежда, обувь
Спортивные игры и развлечения: зимой, весной, петом и осенью. Бегать, прыгать,
плавать, загорать, играть в футбол, играть в бадминтон, играть в волейбол, играть в хоккей
(лед, каток, клюшка, ворота), снеговик, играть в снежки, санки, кататься на санках, коньки,
кататься на коньках, лыжи, кататься на лыжах, ролики, кататься на роликах, заниматься
спортом, велосипед, кататься на велосипеде, бассейн, спортивное соревнование.

6 раздел «Растительный мир»

Дикие растения. Что где растет? Лес: высокие деревья, листья, береза, дуб, сосна, ель,
шишки, иголки, трава, низкие кусты, дорога, пень, грибы, орехи. Поляна, цветы полевые:
колокольчики, ромашки, васильки. Расти, растет, растут, собирать, собирают, корзина,
лесные ягоды: малина, земляника; ходить в лес, гулять в лесу.

Культурные растения. Что где растет? Огород, овощи, капуста, огурец, помидор,
картофель, морковь, лук, свёкла, сад, фрукты, яблоня, яблоки, груша, груши, слива, сливы,
ягода, клубника, смородина, цветы садовые, роза, гладиолус, георгин, поле, пшеница
(белый хлеб), рожь (чёрный хлеб, кукуруза, подсолнух).
7 раздел «Животный мир»
Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Дикие звери, лес: волк, лиса, медведь, заяц,
белка, ёж. Птицы: дятел, сова, соловей, кукушка, ворона, воробей, голубь, клюв, крыло.
Насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, (мёд), комар.
Рыбы, речные обитатели: сом, щука, рак; улитка, лягушка, змея.
Домашние животные и их детёныши. Животные, домашние, живут дома, кот, кошка,
котята, собака, щенята, петух, курица, цыплята, корова, телята, лошадь, жеребята, свинья,
поросята, коза, козлята, утка, утята, гусь, гусята, рога, хвост, усы, лапы. Мяукать - мяукает,
лаять - лает, мычать - мычит, кудахтать - кудахчет, петь, поёт; кормить, давать, даёт молоко,
любить, любит траву, рыбу, мясо, зерно.
Кто где живёт. Под землёй, нора, рыть (нору), в лесу, берлога, муравейник, на дереве,
дупло, гнездо, вить (гнездо), птенцы, в море, в реке, в озере, в горах, в поле, на севере, на
юге, ползает, прыгает, плавает, летает. Зоопарк, клетка: слон, жираф, верблюд, лев, тигр,
обезьяна, змея, крокодил, зебра, бегемот, носорог, попугай.
8 раздел «Питание».
Я за столом. Посуда: тарелка, чашка, стакан, чайник, чайная, столовая ложка, вилка,
нож, сахар, соль, сладкий, соленый, хлеб, черный, белый, салфетка, грязный, чистый, мыть,
кастрюля, крышка, половник, первое, суп, щи, второе, третье, компот, чай отнести, отнеси,
поставить, поставь, есть, ешь, ешьте, ем, едим, пить, пей, пейте, пью, пьём
Что и когда мы едим. Масло, сыр, бутерброд, яйцо, каша, манная, рисовая, гречневая,
сырок, йогурт, чай, кофе, молоко, сок, налить, пить, положить, суп, картошка, макароны,
рис, курица, мясо, котлета, яблоко, банан, апельсин, горячий, вкусный, невкусный, кислый,

горький.
В магазине "Продукты". Отделы: овощи, фрукты, мясо, рыба, хлеб, кондитерский,
молочные продукты; батон, буханка, булочка, пирожок, ватрушка, торт, колбаса, сосиски,
ветчина; сметана, творог, кефир, мука, крупа, макароны, виноград, арбуз, дыня, бананы,
апельсины, лимоны, киви, абрикосы, персики, гранаты, овощи: перец, чеснок, баклажаны,
тыква.
9 раздел «Здоровье»
Тело человека. Голова. Думать, рука(и), нога(и), ходить, грудь, плечи, живот, спина,
волосы, шея, глаза, смотреть, смотри, нос, нюхать, губы улыбаться, зубы, жевать, ухо,
(уши), слушать. слушай, язык, разговаривать, рот, есть, палец, пальцы, бегать не бегай,
стоять, стой прыгать, бросать, бросай, ловить, лови, держать, держи.
Болеть. Врач, детский, вызвать, срочно, зубной, кабинет, талон, рецепт, температура,
простуда, насморк, кашель, грипп, градусник, лекарство, таблетки, витамины, капли,
капать, укол, звонить 03, скорая помощь, имя, фамилия, горло,обжечь, порезать, синяк,
перелом, ожог, порез, рана, йод, бинт, мазь, помазать, забинтовать (перевязать), делать
зарядку, чистить зубы, вовремя, ложиться спать.
10 раздел «Магазин»
Я в магазине. Продавец, покупатель, купить, касса, чек, цена, платить, деньги, дать,
даёт, дайте, брать, берёт, возьмите, сдача, дорого, витрина, сколько, стоит, выбирать,
продукты, корзина, нести, взвешивать, взвешивает, пакет молока, батон хлеба, килограмм
колбасы, полкило сыра.

Я в Универмаге. Вещи, отделы: одежда (верхняя, женская, мужская, обувь, бельё,
головные уборы, костюмы), одежда детская (куртка, шапка, шарф, футболка, шорты,
платье, брюки, спортивные товары; свитер, колготки, трусы, майки, спортивный костюм,
купальник, шляпа, бейсболка, носки, тапочки, мерить, зеркало, размер, красивый, модный.
Отдел посуды, отдел электротовары, часы.
Что и где мы покупаем. “Булочная”, “Гастроном”, “Супермаркет”, “Продукты”,
“Детский мир”, “Игрушки”, “Книги”, “Цветы”, “Спорт”, театральная касса, вокзал, киоск,
буфет, почта, аптека, рынок; лекарства, газеты, журналы, билеты (в театр, на поезд), марки,
конверты, игрушки,
11 раздел «Мои друзья»
Портрет, характер. Друг, подруга, лицо, лоб, щёки, брови, глаза, карие, серые, нос,
губы, усы, борода, волосы, короткие длинные, светлые, тёмные, прямые, вьющиеся, косы,
носит бант, носит очки, у него, у неё характер хороший, плохой, голос громкий, тихий, он
спокойный, добрый, грустный, весёлый, рост, высокий, низкий.
Играем вместе. Играть в салочки, прятки, в куклы, вместе, дружно, с друзьями, с
собакой, с кошкой, кататься на качелях, строить дом, помогать, поссориться, лепить из
пластилина, вырезать, фигурки, клеить, рисовать, раскрашивать картинки, шить платья
куклам, ножницы, цветная бумага.
Профессии. Кем мы хотим быть. Мы хотим быть, я хочу быть, врачом, учителем,
художником, шофёром, фермером, лётчиком, поваром, инженером, строителем, писателем;
вырасти, вырасту, вырастим, я буду лечить людей, строить дома, готовить еду, летать на
самолёте, водить машины, работать на ферме, рисовать картины, писать книги, работать на
заводе, на фабрике.
Культуроведческий материал
Фразы общения и выражения речевого этикета
Приветствие
Здравствуй (те)! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет, как дела?

Привет, отлично!
Прощание
До свидания! До завтра! Пока
Привлечение внимания, обращение
Извините, пожалуйста! Простите! Скажите, пожалуйста, …
Просьба
Можно Вас спросить? Извините, Вы не знаете, …? Можно?
Можно мне…? Можно (взять, посмотреть) …? Вы не можете…? Дай (те), сделай
(те), принеси(те), напишите, передайте, помогите мне пожалуйста.
Согласие
Согласен (на). Я тоже так думаю. Хорошо! Ладно. Да, обязательно. Спасибо, я приду.
Хорошо, пойдём. Давай (те)! Спасибо, но я должен (на) спросить дома. Сейчас. Я
постараюсь.
Разрешение
Да, пожалуйста. Да, конечно. Можно. Да, входите. Возьми(те).
Отказ
Спасибо, но я не могу. Подожди (те), пожалуйста. Нет, нельзя. Приглашение
Я хочу пригласить тебя (Вас) к себе домой.. Приглашаю тебя (Вас) в гости.
Приходи (те) ко мне в гости! Приезжай (те)! Входи (те)!
Предложение

Пойдём (те) гулять, в кино, в зоопарк. Давай (те) играть, рисовать, смотреть
телевизор!
Утешение, сочувствие
Не грусти! Не плачь! Не расстраивайся! Жалко, что так получилось. Ну что теперь
делать!
Одобрение, комплимент
Как вкусно! Как у вас хорошо! Как у тебя здорово! Как ты красиво (рисуешь, поёшь,
пишешь)! Ты (Вы) сегодня такая красивая (такой красивый)! Мне очень у тебя понравилось!
Как здорово! Отлично! Было очень интересно! Молодец! Я рад(а), что вы пришли!
Разговор по телефону
- Здравствуйте
- Здравствуйте!
- Позовите, пожалуйста, Олю.
- Минутку. (Её нет дома. Она будет
позже). Знакомство
- Давай познакомимся! Меня зовут Евгений. А как тебя зовут? – Знакомьтесь!
Это Оля, а это Мария!
- Мы уже
знакомы.
Поздравлен
ие
Поздравляю тебя! Поздравляю (ем) с праздником! С праздником!
С Новым годом! Поздравляю (ем) с днём рождения! С днём рождения!
Благодарность
Спасибо! Большое спасибо! Спасибо Вам! Спасибо за (обед, чай, ужин, подарок!)
- на здоровье;
- не за что…;
- ну что вы (ты), мне не

трудно. Пожелание
Желаю (ем) тебе (Вам) счастья и радости, здоровья, успехов в учёбе, всего самого
хорошего! Пусть всё у тебя (у Вас) будет хорошо! Выздоравливайте! Поправляйтесь!
Приятного аппетита! Спокойной ночи!
Извинение. Извини (те), пожалуйста, я не хотел (а), я не нарочно, я случайно!
Прости (те)!
Грамматический раздел
Освоение грамматического минимума подразумевает способность обучающегося
корректно употреблять грамматические конструкции в речи и на письме.
Грамматический минимум:
Категория одушевленности/неодушевленности, рода существительного в им. п. ед. ч.
Категория числа и рода прилагательного (прилагательное в им. п. ед. ч.). Личные,
притяжательные и вопросительные местоимения в в им. п.
Спряжение глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем времени.
Наречия.
Служебные части речи.
Простое предложение. Однородные члены предложения. Порядок
слов в русском предложении.

2. Тематическое планирование (1-4 классы)
№

1.

Языковая компетенция.
Коммуникативно-речевая компетенция.
Лексика
Фонетика
Грамматика
Лексическая тема
Фонетика
Школа. Я в классе.
Алфавит. Соотношение звуков
Речевой этикет.
и букв.
Сказка (аудирование,
А[а] О[о] У[у] – гласные
говорение)
буквы и звуки;
М[м] С[с] – согласные буквыи
звуки.
Написание печатных букв А О
У М С.
Грамматика

Содержание

Лексика.
Формирование
лексического
минимума.
Фонетика: знакомство
с русским алфавитом.
Характеристика звуков:
гласные и согласные–
произношение, чтение
и написание
изучаемых букв: А О
У М С.
Букварь Жукова Н.С.

Количество
часов

1

ЭОР

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Имя существительное.
Одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.
Кто? Что?

Союзы и, а

Местоименные наречия:
Там. Здесь.

2.

Лексическая тема
Мой дом. Моя семья.
Речевой этикет Сказка
(аудирование, говорение)

Фонетика Фонетическая
зарядка. Соотношение
звуков и букв Р[р] Ш[ш]
Х[х]
Печатание букв Р Ш Х

Грамматика Речевой
образец: Кто это?
Это учитель. Этоученик.
Это ученица.
Что это? Это парта. Это
стул. Это окно.
Это учитель и
ученик.
Это учитель, а это
ученик.
Там дверь, а здесь
окно.
Здесь мальчик и
девочка.
Там старшеклассник
и директор.
Лексика
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума.
ФонетикаФонетическая
зарядка. Повторение
изученных букв.
Новая тема: Р[р]

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Ш[ш] Х[х]характеристика звуков,
произношение, чтение
и написание изучаемых
букв.Работа с
картинками: найти
слова, в которых есть
знакомые буквы.
Букварь Жукова Н.С.
Грамматика
Имя существительное.
Одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.
Кто? Что?
Союзы и, а

3.

Лексическая тема.
Растительный
мир.
Животный мир.
Речевой этикет

Местоименные наречия:
Там. Здесь.

Грамматика Речевой
образец: Что это? Это
дом. Это подъезд. Это
лифт.
Кто это? Это сын. Это
брат. Это сестра.
Это брат и сестра. Это
брат, а это сестра.
Здесь брат
Там лифт, а здесь
лестница
Лексика.
Формирование
лексического
минимума.

1

1.Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur
ok

Сказка(аудирование,
говорение)
Фонетика Соотношение
звуков и букв.
Л[л] Н[н] Ы[ы]
Печатание букв Л
НЫ

Активизация единиц
лексического минимума.
Фонетика
Фонетическая зарядка
Повторение
изученных букв.
Работа с картинками:
найти слова, в
которых есть
знакомые буквы.
придумай 3 слова с
этими буквами.
Новая тема:
Читаем Л Н Ы слоги,
слова. Букварь Жукова
Н.С.

Грамматика
Имя существительное.
Одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.
Кто? Что?

Грамматика Речевой
образец: Что это? Это
дерево. Это ветка. Это
лист.
Кто это? Это кот. Это
кошка. Это котёнок.

Союзы и, а

Это кошка и
котёнок.
Это кошка, а это
котёнок.

Названия цифр.

Цифры. Устный счет от 1
до 10.

2. Электронная версия

журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

4.

Лексическая
тема
Школа. Я в классе.
Город.
Речевой этикет
Диалог по
предметным
картинкам

Фонетика
Знакомство с буквами и
звуками, соотношение звуков и
букв: Т[т] И[и] К[к]
Печатание букв Т И К.

Лексика.
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума.
Фонетика.
Фонетическая зарядка.
Повторение изученных
букв: найти на
картинках (отдельно
распечатанных листах)
слова, в которых есть
знакомые буквы и
впиши их в слова.
Читаем, пишем – ТИК.
Букварь Жукова
Н.С.

Грамматика. Собственные и
нарицательные
существительные

Грамматика Речевой
образец: Москва – это
город. Россия – это
страна.

Конструкция:
Мне нравится…

Мне нравится
Москва.
Мне нравится
школа.
Мне нравится
русский язык.

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

5.

Лексическая тема
Школа. Я в классе.
Моя семья Речевой
этикет
Диалог по сюжетным
картинкам лексической
темы Школа

Лексика. Пополнение
словарного запаса
новыми словами из
лексического минимума
по изучаемым темам.
Фонетика Фонетическая
зарядка. Соотношение
звуков и буквЗ[з] Й[й]
П[п] Печатание букв З Й
П

Фонетика Повторение
изученных букв: найти
на картинках слова, в
которых есть
знакомые буквы.
Читаем:ЗЙПслоги, слова
Букварь Жукова Н.С.

Грамматика Собственные и
нарицательные
существительные.

Грамматика Речевой
образец: Елена – это
имя. Тимур – это имя.
Самира – это имя.

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

6.

Я – ученик. Моё
имя –… Меня
зовут –…
Александр – это
имя.
Пушкин – это фамилия.
Сергеевич – это
отчество.
Иван – Иванович Сергей
– Сергеевич отчество –
имя отца
+ ович
по отчеству – по имени
отца

Лексическая тема Моя
семья. Город. Животные.
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Лексика
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума
по темам.
Фонетика Соотношение
звуков и букв.
В[в]
Д[д] Г[г] Печатание букв
В Д Г

Фонетика.
Фонетическая зарядка.
Повторение изученных
букв: найти на
картинках слова, в
которых есть знакомые
буквы, назови слова.
ЧитаемВ Д Г, слоги,
слова
Букварь Н.С. Жукова

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

7.

Лексическая тема
Игрушки. Животные.
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Грамматика. Собственные и
нарицательные
существительные.

Грамматика Речевой
образец Это собака.
Это Жучка.
Это мой друг.
Это Иванов
Максим.
Это город. Это Москва.
Это метро
«Комсомольская».

Конструкция:
Мне нравится…

Речевой образец: Тебе
нравится Кремль?
Да, мне нравится
Кремль.
Тебе нравится парк? Да,
мне нравится парк.
Тебе нравится
сквер?
Да, мне нравится Сквер.

Фонетика

Лексика.
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума
Фонетика

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in

8.

Соотношение звуков и
буквБ[б]Ж[ж]Е[е] Печатание
букв БЖЕ

Повторение изученных
букв. Найти слова на
картинках, где есть эти
буквы. Читаем – Б Ж Е
слоги, слова Жукова
Н.С.

Грамматика
Имя существительное.
Единственное и
множественное число имени
существительного.

Грамматика Речевой
образец: один – много
кот – коты, слон –
слоны, мяч – мячи,
карандаш – карандаши
Лексика
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума.

Лексическая тема
Игрушки. Животные.
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Фонетика Соотношение
звуков и буквЬ Я[a] Ю[у].
Печатание букв Ь Я Ю

Фонетика Повторение
изученных букв. Читаем
Я, Ю слоги, слова
Букварь, Жукова Н.С.
Найти слова на
картинках, где есть
буквы Я, Ю, четко и
правильно произнеси
их.

dex.php

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Грамматика
Имя существительное.
Единственное и
множественное число имени
существительного.
Словообразование и
словоизменение.
Состав слова. Понятие об
окончании.
Окончание
существительных в ед. и
мн. числе Им. падеж.
9.

Грамматика
Речевой образец:
одна – много рыба
– рыбЫ, мышка –
мишкИ, книга –
книгИ, лента –
лентЫ

Лексика
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума.

Лексическая тема
Окружающий мир.
Речевой этикет:
Диалог по
предметным
картинкам
Фонетика Соотношение
звуков и букв Ё [о] Ч[ч]
Э[э] Ц[ц]. Печатание букв
ЁЧЭЦ
Печатание слогов и слов.

Фонетика Повторение
изученных букв. Найти
слава на картинках, где
есть эти буквы. Читаем
буквы, слова с Ё Ч Э Ц

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Букварь Жукова Н.С.
Грамматика
Имя существительное.
Единственное и
множественное число имени
существительного.
Словообразование и
словоизменение.
Состав слова. Понятие об
окончании.
Окончание
существительных в ед. и
мн. числе Им. падеж.
10.

Лексическая тема
Город. Транспорт
Речевой этикет Диалог
по сюжетным картинкам

Грамматика
Речевой образец:
одно – много окно
– окнА облако –
облакА дерево –
деревьЯ
Небо – одно, (только
форма ед. числа)
Солнце – одно, (только
форма ед. числа)

Лексика.
Активизация
единиц
лексического
минимума.
Расширение словарного
запаса

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
ДИАГНОСТИКА
Фонетика Соотношение
звуков и букв.
Ф[ф] Щ [щ] Ъ.
Печатание букв Ф Щ Ъ.

Фонетика Расширение
лексического запаса по
темам: Город.
Транспорт. Повторение
изученных букв.
Найти слава на

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

картинках, где есть
буквы Ф, Щ. Читаем Ф
Щ
Грамматика
Имя существительное.
Единственное и
множественное число имени
существительного.
11.

Лексическая тема Мой
дом. Моя семья.
Растительный мир.
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Фонетика
Гласные и согласные звуки

Грамматика
Имя существительное.
Единственное и
множественное число имени
существительного.

Грамматика Речевой
образец: одно – много
город – города
поезд – поезда
дом – дома
Лексика.
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума.
Фонетика
Особенности
произношения
гласных и
согласных звуков
русского языка.
Грамматика
Речевой образец:
один – много одна
– много человек –
люди ребёнок –
дети брат – братья
сын – сыновья мать
– матери дочь –
дочери
сестра – сёстры

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

друг – друзья
лист – листья,
листы.
(работа со
стихотворным текстом
– речевым образцом):
У дерева есть листья, а
у меня – листы,
Деревья расцветают,
листаешь книгу ты.
12.

Лексическая тема
Школа, школьные
принадлежности.
Игрушки.
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Фонетика
Гласные буквы: а, и, о, ы, у, э,
е, ё, ю, я гласные звуки:
[а], [и], [о], [у], [ы], [э]
Грамматика
Имя существительное.
Единственное и
множественное число имени
существительного.
Конструкция:
У меня есть… Одушевлённые
и неодушевлённые
существительные.
Собственные и нарицательные

Лексика. Активизация
единиц лексического
минимума.
Фонетика
Характеристика
гласных звуков
[а], [и], [о], [у],
[ы],[э]
Грамматика Речевой
образец: (работа с
текстом)
У меня есть ручки,
карандаши, тетради,
книги, учебники, ленты,
фломастеры, ленты,
заколки, конфеты,
куклы, игрушки.
Кто это? Девочка
или мальчик?

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

существительные.
13.

Лексическая тема
Животный мир Речевой
этикет Сказка
(аудирование,
говорение)
Фонетика
Ударение.
Определение
ударного и безударного
слога в слове.

14.

Лексическая тема

Грамматика
Имя существительное.
Единственное и
множественное число имени
существительного.
Одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.

Это……
Придумайте имя.
Это……..

Лексика Формирование
лексического минимума.
Активизация единиц
лексического
минимума.
Фонетика Выделение
ударных гласных.
Упражнения в
произношении слова с
правильной
постановкой ударения.
Грамматика Речевой
образец: (работа с
текстом)
Кто и что есть летом в
лесу?
Кто?.......Что?
Летом в лесу есть
белки…..
(белка, ромашка,
колокольчик,
незабудка, лиса, заяц,
ёж, волк, медведь)
Лексика.

1

1. Сайт «Я иду на урок

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Растительный мир
Животный мир
Речевой этикет
Диалог по
предметным
картинкам

Фонетика Практическая
отработка на примерах
Фонетика
Буквы е, ё, ю, я в начале слова и по лексическим темам:
Растительный мир.
после гласных
Животный мир.

Грамматика
Имя существительное.
Идентификация и
квалификация предмета
(отнесение к группе, к
классу)

15.

Лексическая тема
Моя семья.
Профессии Речевой
этикет
Сказка
(аудирование,
говорение)

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Расширение
лексического запаса по
изученным темам

Грамматика
Речевой образец:
Роза, ромашка,
колокольчик–это
цветы.
Волк, медведь, лиса –
это животные.
Капуста, морковь,
свёкла – это овощи.
Банан, яблоко, груша –
это фрукты. Шарф,
шапка, куртка – это
одежда.
Кастрюля, чайник,
чашка–это посуда.
Лексика.
Формирование
лексического
минимума.
Активизация единиц
лексического минимума

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная

16.

Лексическая тема
Человек. Внешность.
Речевой этикет Сказка
(аудирование, говорение)

Фонетика
Согласные звуки

Фонетика
Характеристика
согласных звуков

Грамматика
Имя существительное.
Квалификация лица.

Грамматика Речевой
образец: Мой брат –
студент. Моя сестра –
ученица.
Мой папа – учитель. Моя
мама – учительница.

Фонетика Звонкие и
глухие согласные

Грамматика
Имя существительное.
Категория рода.
ОН /ОНА/ОНО
ОН – мой, ОНА – моя, ОНО –
моё.

17.

Лексическая тема.

Лексика.
Формирование
лексического
минимума
Фонетика Различие в
произношении
звонких и глухих
согласных

школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

1

1. Сайт «Я иду на урок

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Грамматика Речевой
образец: ОН, мой –
лоб ОНА, моя – шея
ОНО, моё – лицо
(туловище, голова,
тело, ухо, кожа,
щека, рука, нос, бант,
улыбка)
Лексика.
Формирование
лексического
минимума

Погода. Город.
Транспорт Речевой
этикет
Сказка
(аудирование,
говорение)

Фонетика
Парные звонкие и глухие
согласные

Фонетика
Упражнения в
определении парных
глухих и
звонких согласных

Грамматика
Имя существительное.
Категория рода.
ОН /ОНА/ОНО
ОН – мой, ОНА – моя, ОНО –
моё.

Грамматика
Речевой образец:
(работа со
стихотворным
текстом) Загадка:
Я и туча, и туман, Я и
море, и океан (вода)
Есть у зимы три друга
– метель, мороз и
вьюга.
Молоко, молоко
Выпиваю я легко.
Потолок, стена, окно
– это он, она, оно.
Воздух, солнце и вода
– это он, оно, она.
Город, улица, кино –
это он, она, оно.
Поезд, лестница, метро –
это он, она, оно

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

18.

Лексическая тема.
Питание.Погода.
Речевой этикет
Диалог по
предметным
картинкам

Лексика
Активизация единиц
лексического
минимума и
расширение
словарного запаса
Фонетика Характеристика
звонких и глухих согласных
звуков.

Грамматика
Имя существительное.
Категория рода.
ОН /ОНА/ОНО
ОН – мой, ОНА – моя, ОНО –
моё.

19.

Лексическая тема
Время.
Животные
Речевой этикет:

1

1. Сайт «Я иду на урок

1

1. Сайт «Я иду на урок

Фонетика
Особенности
Произношения
звонких и глухих
согласных звуков.
Грамматика Речевой
образец: (работа с
текстом) Я сижу и
смотрю в окно. Там
дом и тропинка, луг и
озеро. Солнце светит
ярко. Сейчас утро.
Скоро завтрак. У нас
сегодня каша, молоко,
чай, хлеб, сыр и масло.
Приятного
аппетита!
Лексика.
Формирование
лексического
минимума

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur
ok

Диалог по сюжетным
картинкам

20.

Лексическая
темаМой дом.
Фрукты.
Речевой этикет: Сказка
(аудирование,
говорение)

Фонетика
Выделение согласных звуков
в слове на слух. Различие
твёрдых и мягких звуков.

Фонетика Упражнение
в произношении
мягких и твёрдых
согласных звуков,
особенность их
произношения

Грамматика Категория
рода. Существительные
мужского (ОН, МОЙ) и
женского рода (ОНА,
МОЯ) на – Ь

Грамматика Речевой
образец: Он, мой –
день, портфель, мяч,
конь. Она, моя – ночь,
тетрадь, лошадь, мышь.
Речевой образец: Ночь
и тишь, Шуршит
камыш, Притаилась гдето мышь.

Фонетика Характеристика
твердых и мягких согласных
звуков. Особенность
произношения
твердых и мягких согласных
звуков

Лексика.
Активизация
единиц
Лексического миниму
ма.
Фонетика Приём
распознавания
твёрдых и мягких
согласных
звуков.
Тренировочные
упражнения в

2. Электронная версия

журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

Грамматика Категория
рода (существительные и
притяжательные
местоимения мой, твой
вединственном числе).
Личные и притяжательные
местоимения (я, ты – мой,
твой). Согласование
существительных с
притяжательными
местоимениями в Им. падеже.

21.

Лексическая тема
Мои друзья Игрушки.
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Фонетика
Всегда мягкие согласные
звуки:[й] [ч] [щ]
Грамматика
Личные местоимения.
Единственное и
множественное число.
(один)
Я, ты, он, она, оно
(много)
Мы, вы, они Конструкция: У
меня есть

Произношении твердых
и мягких согласных
звуков.
Грамматика Речевой
образец: Это я.
Это мой шкаф, это
моя полка, это моё
зеркало.
Это ты. Это твой шкаф,
твоя полка, твоё зеркало.
–Это твой
апельсин?
– Да, это мой апельсин.
– Это твоя груша?
– Да, это моя груша.
– Это твоё яблоко?
– Да, это моё
яблоко.
Лексика. Активизация
единиц лексического
минимума.
Фонетика
Тренировочные
упражнения: правильное
Произношение мягких
согласных.
Грамматика
Речевой образец: Я,
ты, он, она, Вместе
– целая страна.
Вместе – дружная семья,
Мы и вы, они и я. Это я.
У меня есть куклакуклы, книга- книги,
яблоко- яблоки.

3

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

22.

Лексика. Расширение
словарного запаса по
лексической теме.
Составление простых
предложений со
словами лексического
минимума

Лексическая тема
Домашние животные.
Речевой этикет: Сказка
(аудирование,
говорение)

Фонетика
Всегда твердые согласные
звуки: [ж] [ш] [ц]

Фонетика
Тренировочные
упражнения:
правильное
произнесение твердых
согласных звуков в
словах (работа с
предметными
картинками)

Грамматика Притяжательные
местоимения. Род и число (мой,
твой
и наш, ваш)

Грамматика
Речевой образец: Я
ТЫ
мой, твой щенок моя,
твоя кошка мое, твоё
животное. мои, твои
питомцы МЫ ВЫ
наш, ваш щенок наша,
ваша кошка наше, ваше
животное.
наши, ваши
питомцы

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

23.

Лексическая тема Мой
дом. Моя семья Речевой
этикет Диалог по
предметным картинкам

Лексика.
Формирование и
активизация
лексического
минимума по
заявленной теме
Фонетика
Ь-знак показание
мягкости
предшествующего
согласного

Фонетика
Тренировочные
упражнения:
нахождение на
картинках слова с ь
знаком, и четкое их
произношение (работа с
предметными и
сюжетными
картинками)

Грамматика
Личные местоимения.
Единственное и
множественное число.
Конструкция:
У меня есть…
Я – У меня есть…
Ты – У тебя есть…
Он – У него есть…
Она – У неё есть…
Мы – У нас есть…
Вы – У вас есть…
Они – У них есть…

Грамматика
Речевой образец: Я
– У меня есть семья
Ты – У тебя есть
бабушка
Он – У него есть брат
Она – У неё есть сестра
Мы – У нас есть дядя.
Вы – У вас есть
родственники Они –
У них есть
родители

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

24.

Лексика.
Формирование и
активизация
лексического
минимума

Лексическая тема
Здоровье. Питание.
Речевой этикет
Диалог по сюжетным
картинкам
Фонетика
Роль разделительного Ь
знака на письме.

Фонетика
Тренировочные
упражнения в
написании
разделительного ь
знака и произношении
слов с разделительным
ь знаком.

Грамматика Притяжательные
местоимения.
Вопросительные местоимения.
Род и число.
Чей, чья, чьё, чьи?

Грамматика
Речевой образец: Я
– Ты
Чей это пирог?
Это мой, твой пирог
Чья это котлета?
Это моя, твоя
котлета.
Чьё это печенье? Это
моё, твоё печенье.
Чьи это продукты? Это
мои, твои продукты.

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

25.

Лексическая тема
Питание. Посуда
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Лексика.
Активизация
единиц
лексического
минимума
Фонетика
Роль разделительного Ъ
знака на письме

Фонетика
Тренировочные
упражнения в
написании
разделительного ъ
знака

Грамматика
Имя прилагательное. Род
и число имени
прилагательного.
Согласование прилагательных с
существительными в роде,
числе и падеже (в форме Им.
падежа единств. числа)

Грамматика У
неё новЫЙ
чайник_ (ОН,
какой?)
У него новАЯ
чашкА
(ОНА, какая?) У нас
новОЕ блюдО
(ОНО, какое?)

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

26.

Лексика
Активизация
единиц
лексического
минимума по
изучаемой теме

Лексическая тема.
Окружающий
мир..
Речевой этикет: Сказка
(аудирование,
говорение)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
ДИАГНОСТИКА

Фонетика
Правила чтения ТЬСЯ

Грамматика
Имя прилагательное.
Род и число имени
прилагательного.
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде, числе и падеже.

Фонетика ться=[цца]
читается только в
сочетании на конце
слова.
Например, появиться,
учиться, наиграться;
перед другими
буквами и на конце
слова читается ц=[ц]
Грамматика Речевой
образец: (Работа со
стихотворным
текстом).
Небо синее,
Море синее,
Папа сильный,
А мама красивая.
Оранжевое море,
оранжевое небо,
оранжевая
зелень,
оранжевый верблюд.

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

27.

Лексическая тема
Школа. Я в классе.
Школьные
принадлежности Речевой
этикет Диалог по
Фонетика
сюжетным картинкам
Читайте правильно Ж ж=[ж],
ж=[ш]

Грамматика
Глагол. Инфинитив.
Настоящее время глагола.
Глаголы 1 и 2 спряжения.
Личные окончания глагола.
ЧИТАТЬ I
ГОВОРИТЬ II

Лексика. Активизация
лексического запаса.
Фонетика
Тренировочные
упражнения: ж=[ж]
перед буквами а, о, у,
и (медвежонок, ежиха,
ежата, жуки); ж=[ш]
перед буквой к и на
конце слова (дорожка,
еж)
Грамматика
Речевой образец:
ЧИТАТЬ I
Я читаЮ (текст) Ты
читаЕШЬ… Он
читаЕТ… Она
читаЕТ… Мы
читаЕМ… Вы
читаеЕТЕ… Они
читаЮТ…
ГОВОРИТЬ II
Я говорЮ (тихо)
Ты говорИШЬ…
Он говорИТ… Она
говорИТ…
Мы говорИМ…
Вы говорИТЕ…
Они говорЯТ…

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

28.

Лексика. Расширение
лексического запаса,
составление короткого
текста по лексической
теме Мои друзья.

Лексическая тема
Мои друзья
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)
Фонетика
Постановка ударения по
ритмической модели слова
(тататирование)

Грамматика
Наречие образа действия.
ЧИТАТЬ (как?) громко
ГОВОРИТЬ (как?) тихо
Наречие места (далеко –
близко, там/здесь) Наречие
времени (сейчас, сегодня,
завтра, вчера) Предикативные
наречия с
модальными значениями
долженствования, возможности,
необходимости (нужно, надо,
нельзя, можно)

Фонетика
Произношение нужной
ритмической модели
слова на условном
звуковом материале,
например: тАта(кнИга;
татАта (тетрАди);
тататАта(перемЕна)
слова лексического
минимума «Мои
друзья»
Грамматика
Речевой образец
ЧИТАТЬ (как?)
Медленно – быстро
Хорошо – плохо
Громко – тихо
Внимательно–
невнимательно
ГОВОРИТЬ (как?)
Медленно – быстро
Хорошо – плохо
Громко – тихо
Правильно– неправильно

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

29.

Лексическая тема
Животный мир.
Домашние и дикие
животные
и их детёныши..)
Речевой этикет Сказка
(аудирование,
говорение)

Лексика. Активизация
единиц лексического
минимума
Фонетика
Постановка ударения по
ритмической модели слова
(тататирование)– татАта

Грамматика
Словообразовательные
модели существительных.
Существительные с
суффиксами (– онок,– ёнок),
называющие детёнышей
животных

Фонетика Постановка
ударения по
ритмической модели
словататАта (котЁнок)
(слова из лексической
темы)
Грамматика Речевой
образец: Речевой
образец:
Кот–кошка– котёнок
Утка–утёнок
Гусь–гусёнок
Коза–козлёнок
Лиса–лисёнок Т
игр–тигрёнок

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

30.

Лексическая
тема
Мой дом. Питание.
Посуда.
Речевой этикет: Диалог
по сюжетным картинкам

Фонетика Интонационная
конструкция ИК-1

Грамматика
Служебные части речи.
Соединительные и
противительные союзы в
простом и сложном
предложении.
31.

Лексическая тема
Мой дом. Моя
квартира.
Речевой этикет Диалог
по серии сюжетных
картинок

Фонетика
Интонационные
конструкции ИК-2;
Грамматика Однородные
члены предложения.
Обращения.

Лексика.
Расширение
словарного запаса по
теме: Мой дом.
Питание. Посуда.
Составление
коротких
предложений по
лексической теме.
Фонетика Интонация
повествовательного
предложения (так
называемая
«интонация точки») Это
конфЕта. Это конфЕты.
Грамматика
Речевой образец:
Это хлеб и
хлебница.
Это сахар, а это
сахарница.
Здесь кухня, а там
столовая.

1

1. Сайт «Я иду на урок

Лексика.
Активизация единиц
лексического минимума
Фонетика
Тренировочные
упражнения ИК-2– Что
это? Кто это?
Грамматика Речевой
образец: Это шкаф и
кресло. Это стол,
полка, лампа и кресло.
Маша, покажи,
пожалуйста, тетрадь и
альбом

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

32.

Лексическая
тема
Времена года. Мой
дом.
Речевой этикет. Сказка
(аудирование,
говорение)

Лексика.
Формирование и
активизация
лексического
минимума.
Фонетика Интонационные
конструкции ИК-3.

Фонетика
Тренировочные
упражнения
ИК-3
(интонация
вопросительного
предложения без
вопросительного слова)

Грамматика
Виды простого
предложения.
Повествовательные.
Вопросительные.

Грамматика Речевой
образец: Наступила
ранняя весна.
Чей это дом? Что это?

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

33.

Лексическая тема
Школа. Окружающий
мир. Мы на природе.
Речевой этикет. Диалог
по сюжетным картинам

Лексика. Активизация
лексического запаса.
Расширение тем
лексического минимума.
Фонетика Интонационные
конструкции ИК-4

Фонетика
Интонационные
конструкции ИК- 4(для
неполного
вопросительного
предложения (вопрос с
союзом а)

Грамматика Виды
простого
предложения.
Побудительные.
Утвердительные и
отрицательные
предложения.

Грамматика
Речевой образец:
Слушайте!
Повторяйте! Читайте!
Дай (те) мне,
пожалуйста, тетрадь!
Покажите, пожалуйста,
ваше задание.
Да, это озеро.
Нет, это не родник, а
ручей.

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php

34.

Лексическая тема Мой
дом. Игрушки. Речевой
этикет Диалог по серии
сюжетных картинок

Лексика Активизация
единиц лексического
минимума.
Пополнение словарного
запаса. Составление
короткого текста по
образцу

ИТОГОВАЯ
ДИАГНОСТИКА

Фонетика Интонационные
конструкции ИК-5

Грамматика
Порядок слов в русском
предложении. Понятие о
связном тексте.
Порядок следования частей,
формально- логические
средства связи

Фонетика
Интонационные
конструкции ИК5(соответствует
предложениям,
выражающим оценку)
Упражнения в
определении
интонационных
конструкций ИК-5
Грамматика Речевой
образец: Это мальчик.
У него есть машина.
Это его игрушка.
Это девочка. У неё
есть кукла. Это её
кукла.

1

1. Сайт «Я иду на урок

начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/ur ok
2. Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
http://nsc.1september.ru/in
dex.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».