Родная (каб.черк)литература

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
имени Михаила Юрьевича Лермонтова» г.Баксана

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Хайганова М.М.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МКОУ «СОШ№6 им.М.Ю.Лермонтова»
г.Баксана
от 15.08.2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
для обучающихся 10 – 11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10-11
классах направлено на формирование у обучающихся представления об образной природе
литературы. Литература для обучающихся являет собой особую художественную картину
мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где
преобладают метафоричность и ассоциативность. Приобщение к миру родной литературы
предполагает знакомство обучающихся со своеобразием национальной литературы,
глубиной, ёмкостью, афористичностью родной речи.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом
русской литературы.
Учебный предмет «Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно связан с
предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством повышения уровня
владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса,
формирования функциональной грамотности.
Содержание учебного предмета «родная (кабардино-черкесская) литература» уровня
среднего общего образования выстроено по принципу формирования историзма восприятия
кабардино-черкесской литературы на основе историкохронологического изучения
произведений кабардинской и черкесской литературы XX века. Выбор писательских имен
и произведений обусловлен их значимостью для национальной и отечественной культуры.
Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим аспектом, позволяющим
учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному наследию своего
народа.
В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии: «Кабардино-черкесская литература по периодам»
(Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное
время», «Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в
послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардиночеркесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1980-1990
годы», «Отражение истории народа в литературе. Правда жизни и уроки истории»,
«Народные ценности в кабардиночеркесской литературе советского и постсоветского
периода», «Духовно - нравственные поиски современников в прозаических и лирических
произведениях1980-1990 годы», «Кабардино-черкесская литература советского
и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры», «Новая ветвь современной
кабардино-черкесской литературы») и «Теория литературы» (основные теоретиколитературные понятия, способствующие полноценному восприятию, анализу и оценке

литературно-художественных произведений).
Изучение родной
(кабардино-черкесской) литературы направлено
на достижение следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской
самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской) литературе,
осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардиночеркесской)
литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе -34 часа ( 1 час в
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ.
Введение.
Литература как вид искусства и способ отображения прошлого, настоящего и
будущего народа в художественных образах. Специфика изучения кабардиночеркесской
литературы обучающимися как предмета, представляющего собой единство словесного
искусства и основ науки (историко - и теоретико-литературные материалы).
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического
чувства. Добро и зло, справедливость и истина, красота и совесть, любовь и дружба, семья
и ответственность, любовь к родному краю, свобода - наиболее используемые авторами
человеческие ценности. Литература как один из источников обогащения речи
обучающихся, формирования их речевой культуры.
Литература и жизнь. Роль и значение кабардино-черкесской литературы в жизни
людей. Литература как искусство слова. От фольклора к литературе. Определяющая роль
народного словесного искусства в становлении письменной кабардино-черкесской
литературы.
Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в
послевоенное время.
Влияние Великой Отечественной войны на кабардино-черкесскую литературу.
Основные темы и проблемы в произведениях. Развитие «оперативных» малых форм жанров
литературы и публицистики. Истоки народного мужества, трагизм первого периода войны
и пафос победы - основные проблемы, исследующиеся в произведениях А.Т. Шортанова
(художественно-документальный очерк «Зауэшхуэр Къэбэрдей-Балъкъэрым» («О большой
войне в Кабардино-Балкарии»), 1943 год.),
А. Кешокова (стихотворения «ЗэкъуэшитХ» («Два брата»), «Сэлэт шырыкъу» («Солдатские
сапоги»)).
Тема победы и патриотизма в годы войны, в послевоенное десятилетие в
произведениях кабардино-черкесской литературы. Тема возвращения к мирной жизни и
восстановления разрушенного народного хозяйства в послевоенные годы в творчестве
адыгских писателей.

Кабардино-черкесская литература в 1950-1980 годы.
Кабардино-черкесская поэзия в 1950-1980 годы. Культурно-исторические перемены
в обществе (60-е годы), начиная со времени «первой оттепели» - новый этап кабардиночеркесской литературы. Усиление «социально-критического направления» в осмыслении
как прошлой, так и современной реальности. Переоценка концепции личности и новых
форм художественно-эстетического отражения реальности.
Кабардино-черкесская проза в 1950-1980 годы. Углубление проблемности, эволюции
жанровых форм, фабулы, композиционного строя произведений, характера
психологического анализа и других творческих приемов. Раскрепощение художественного
сознания писателей, освобождение их от узких, регламентированных норм. Расширение
тематического диапазона прозы и поэзии.
Кабардино-черкесская драматургия в 1950-1980 годы. Условия формирования,
основные этапы развития кабардино-черкесской драматургии.
Кабардино-черкесская литература в 1980-1990 годы.
Отражение истории народа в литературе. Правда жизни и уроки истории. Кешоков
Алим Пшемахович.
Жизненный и творческий путь поэта, прозаика А. П. Кешокова. Жанровые
особенности произведений писателя. Основная проблематика и стиль произведений.
Взаимосвязь творчества поэта и эпохи.
Обзор стихотворений А.П. Кешокова. Своеобразие жанровой системы, мотивы и
поэтика. Отражение исторического движения в лирике поэта, составляющем шесть
десятилетий; одухотворение природных образов, а также склонность к интеллектуализации
лирического сюжета.
Гражданская лирика поэта. Противопоставление поэта толпе. Активная социальная
позиция главного героя. Стихотворения «Насып» («Счастье»), «Сык1уэнт нэхъ псынщХэу»
(«Ускорив шаг»). Воспитание любови к родине, к традициям народа: стихотворения «Зеич
лант1э» («Гибкая кизиловая ветка»), «Кхъужьей къудамэ» («Грушевая ветка»).
Теория литературы: риторический вопрос, риторическое обращение.
Обзор прозы А.П. Кешокова. Тема и идея романа «Лъапсэ» («Корни»).
Сосуществование в романе двух подходов к жизни, двух жизненных мироощущений.
Изображение трагических событий Русско-Кавказской войны.
Проблематика и характеры героев. Авторская позиция. Мастерство писателя в описании
событий. Художественно-изобразительные средства в романе. Место фольклора в романе.
Теория литературы: речь автора и персонажей.
Шортанов Аскерби Тахирович.
Жизненный и творческий путь очеркиста, новеллиста, фольклориста, драматурга,
романиста, переводчика, критика и литературоведа А.Т. Шортанова.
Обзор рассказов и очерков А.Т. Шортанова. Жанровые и стилистические особенности
прозы А.Т. Шортанова. Художественное воплощение в прозе проблем своего времени.
Обзор драматических произведений А.Т. Шортанова. Новое в осмыслении недавнего

прошлого (минувшая война и её отражение в судьбах людей) в произведениях писателядраматурга.
Роман-эпопея А.Т. Шортанова «Бгырысхэр» («Горцы»). Воссоздание в историческом
романе жизни и событий на Кавказе в первой половине XIX века, выражение автором своей
собственной эстетической и гражданской позиции. Образ Шоры Ногмова - адыгского
просветителя, объективно вписывающегося в канву времени и не выходящего за рамки
исторического правдоподобия. Способы изображения героев в их эволюции, широта охвата
действительности описываемого времени.
Мастерство автора в воссоздании реальных событий, достоверно описывающих
жизнь и борьбу народа против крепостного гнета и княжеского произвола, изображение
дружбы между народами Кавказа и России.
Народные ценности в кабардино-черкесской литературе советского и постсоветского
периода.
Шогенцуков Адам Огурлиевич.
Жизненный и творческий путь народного кабардинского поэта и прозаика,
драматурга и публициста А.О. Шогенцукова.
Жанрово-тематическое многообразие лирики поэта:
стихотворения
«ГурыфIыгъуэ» («Надежда»), «Iуащхьэмахуэ» («Эльбрус»). Новаторство стиха.
Обзор прозы А.О. Шогенцукова. Отличие прозы писателя самобытностью, певучим
колоритным языком, лирико-романтическим характером повествования.
Тема и идея повести А.О. Шогенцукова «Щхьэгъубжэ нэху» («Свет в окне»).
Нравственно-этические аспекты во взаимоотношениях героев. Проблема выбора:
предательство или верность, трусость или стойкость. Стиль писателя. Совокупность
основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
Теория литературы: способы описания внешности персонажей, словесный портрет
персонажей.
Кагермазов Борис Гидович.
Жизненный и творческий путь поэта, прозаика, переводчика, народного поэта
Кабардино-Балкарской Республики Б.Г. Кагермазова.
Жанровое многообразие творчества писателя. Поэмы Кагермазова как важная
ступень эволюции жанра поэмы в кабардино-черкесской литературе XX века: глубина
художественного осмысления исторического процесса, интерес к системе философских,
духовно-нравственных, эстетических ценностей своего этноса. Поэмы «Мазэ фIыцIэ» («Эхо
войны»), «Гуауэмрэ губжьымрэ» («Горе и гнев»), «Къуэмыхьэж нур» («Неугосаемый
свет»), «Пшынауэ» («Гармонист»).
Любовь, дружба, величественная красота родного края, история и традиции своего
народа, тема сохранения природы, человеческие взаимоотношения в любых своих
проявлениях в стихотворениях: «ХьэщIэ» («Гость»), «Жыг лъэдакъэ» («Пень»), «Пхъэхуей»
(«Берёза»), «Псалъэм и чэзу» («Когда придет черёд словам»), «ГъащIэ» («Жизнь»).
Авторская позиция. Мастерство писателя в создании образов.

Кажаров Петр Хаибович.
Жизненный и творческий путь П.Х. Кажарова.
Жанрово-тематическое многообразие лирики поэта. Сборники стихотворений
«Уэсэпс щыгъэ» («Росинки-бусинки»), «Шыхулъагъуэ» («Млечный путь»), «Удз щэхухэр»
(«Тихие травы»), «Джулат и щыгум» («Над Джулатом»), «ГумащIагъэ» («Чуткость»),
«Хьэзырхэр» («Газыри»), «Псэуныгъэм и чэзу» («Время жить»).
Призыв к бережному отношению к окружающему миру, заложенный в
стихотворениях П. Х. Кажарова «Гугъэ» («Мечта»), «Мы дунеишхуэм и дахагъым»
(«Красота окружающего мира»). Гармония и красота мира в контексте национальной
картины мира.
Духовно-нравственные поиски современников в прозаических и лирических
произведениях 1980-1990 годы.
Керефов Мухамед Жанхотович. Жизненный и творческий путь кабардинского
писателя М.Ж. Керефова.
Обзор прозы М.Ж. Керефова. Идейно-тематическое своеобразие произведений.
Тема и основная мысль повести М.Ж. Керефова «Адэ щIэин мылъку хъурэ?»
(«Разбогатеешь на наследстве отца?»). Характеры, нравственные принципы героев.
Художественное мастерство автора.
Куашев Бетал Ибрагимович.
Жизненный и творческий путь кабардинского писателя, поэта-новатора, переводчика
Б.И. Куашева.
Обзор поэтического творчества Б.И. Куашева. Новое в поэзии: инверсионный
синтаксис, позволивший поэту провести реформу кабардинского стиха. Основные
мотивы лирики и лиро-эпики Б.И. Куашева, виды рифм, использованные им в
оригинальных сочетаниях.
Единство патриотического и лирического в стихотворении «Си хэку» («Моя
родина»).
Теория литературы: пейзажная лирика, инверсия.
Налоев Ахмедхан Хамурзович.
Жизненный и творческий путь выдающегося ученого-лингвиста, педагога, одного из
ярких представителей послевоенной кабардинской литературы А.Х. Налоева. Обзор
рассказов А.Х. Налоева. Оживление жанра рассказа, оснащение его новыми
изобразительно-выразительными средствами. Стремление автора осмыслить пройденное в
художественных образах (рассказы «Плъырхэр щызэблахъум» («Смена караула»),
«МафIэбзийм и ныбжь» («Тень пламени»), «Пщыхьэщхьэ уэрэд» («Вечерняя песня»)).
Тема и идея романа «Нэхущ шу» («Всадники рассвета»). Драматические события
периода русско-японской войны 1904-1905 годы, высокие нравственные качества, доброта,
взаимопомощь и чуткость, самопожертвование ради дружбы, объединяющие бойцов
кабардинской и чеченской сотен, участников империалистической войны. Художественное
мастерство автора.

Ханфенов Алим Мазанович.
Жизненный и творческий путь черкесского поэта А.М. Ханфенова.
Обзор поэзии А.М. Ханфенова. Основные темы и мотивы лирики поэта. Простота и
доступность языка стихотворений поэта для восприятия, чувство юмора и
непосредственность образов. Сборники стихотворений (обзор) «Си лъагъуныгъэ» («Моя
любовь»), «ГъащIэм и мэкъамэ» («Мелодия жизни»), «МыIэрысей цIыкIу» («Яблонька»),
«ЦIыхугъэ» («Человечность»), «ГурыщIэ нэхухэр» («Светлые чувства»), «Гу пIейтейрилэ»
(«Беспокойное сердце»), «Мывэ щхъуэкIэплъыкIэ» («Пестрый камушек»), «Усэхэр»
(«Стихи»), «ГущIэм щIэплъэ» («Загляни в сердце») и другие.
Патриотическая лирика. Любовь к родному краю, национальный характер и народные
обычаи в стихотворениях «Насып Iуащхьэ» («Гора счастья»), «Адыгэ нэмыс» («Адыгский
этикет»), «Гъатхэ уэшх» («Весенний дождь»).
Хавпачев Хажбекир Хабалович.
Жизненный и творческий путь кабардинского писателя и поэта, публициста,
музыковеда Х.Х. Хавпачева. Обзор прозы Х.Х. Хавпачева. Доброта, дарующая надежду,
спасающая от скепсиса в очерках, рассказах и повестях писателя: «Уи пщэдджыжь фIыуэ»
(«С добрым утром»), «Гум ифIэфIыр» («Что нравится сердцу»), «Гъуэгуанэ» («Дорога»),
«АнитIым я къуэ» («Сын двух матерей»), «Лъэбакъуэ насыпыфIэ» («Счастливый шаг»),
«Хъарбыз хъугъуэм» («В пору созревания арбузов»). Конфликт добра и зла, жестокости и
доброты в романах
«Гъуэгущхьиблыр щызэхэкIым» («На перекрёстке семи дорог»), «ГущIэгъуншагъэ»
(«Жестокость»).
Тема и идея рассказа «Иужьрей удж» («Последний танец»). Мастерство автора в
изображении художественных образов.
Балкарова Фоусат Гузеровна.
Жизненный и творческий путь первой адыгской поэтессы Ф.Г. Балкаровой. Обзор
стихотворений и поэм Ф.Г. Балкаровой. Тема Родины, доминирующая на всех этапах
творчества поэтессы. Образы матери военных лет и погибшего на войне отца, тема «вечного
возвращения к прошлому». Стихотворения «Анэхэм я нэпс» («Слёзы матерей»), «Уэ
гъащIэр фIыуэ плъагъурт» («Ты жизнь любила»), «Си адэ, сыплъохъуэ» («Ищу тебя, отец»).
Радость бытия, глубокая преданность национальным традициям, своей земле и народу,
любовь и сочувствие людям мира, полнота женской любви, страстное материнское чувство
и ответственность за всё на свете - основные аспекты многоликого поэтического мира
поэтессы.
Яркость чувств, гармоническое слияние человека и природы в стихотворениях Ф.Г.
Балкаровой «Гъатхэ жэщхэм умыжей» («Не спи весенними ночами»), «Кхъужьейхэр»
(«Грушёвые деревья»), «Мы жэщ кIыхьым зы гупсысэ» («Одна мысль в эту длинную
ночь»).
Теория литературы: антитеза, эпиграф.
Туаршев Аслан Умарович.

Жизненный и творческий путь черкесского писателя А.У. Туаршева.
Обзор прозы А.У. Туаршева. Тема и идея романа «Нобэ е зэи» («Сегодня или
никогда»). Сюжетная основа, проблематика и характеры героев. Авторская позиция.
Мастерство писателя в описании событий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 11 КЛАССЕ.
Литература как искусство слова. От фольклора к литературе. Определяющая роль
народного словесного искусства в становлении письменной кабардиночеркесской
литературы.
Достижения кабардино-черкесской литературы последних десятилетий. Дальнейшее
развитие жанров прозы, поэзии, драматургии. Художественно-стилевое и тематическое
многообразие произведений писателей и поэтов (З.М. Налоев, З.М. Тхагазитов, М.М.
Кармоков, С.Х. Мафедзев, К.М. Эльгаров, Б.К. Кагермазов, С.Г. Хахов, Б.К. Утижев, Х.К.
Бештоков, А.М. Бицуев, Р.Х. Ацканов, А.Х. Мукожев, Надия Хост, Самий Отар, З.С.
Канукова, Л.Х. Пшуков, Б.М. Аброкова, З.М. Бемурзов, А.А. Канукова, З.Х. Шомахова,
Н.Ш. Махотлов).
Кабардино-черкесская литература советского и постсоветского периода.
Налоев Заурбий Магометович.
Жизненный и творческий путь прозаика, народного писателя КабардиноБалкарской
Республики, общественного деятеля, ученого, фольклориста и писателя З.М. Налоева.
Обзор прозы З.М. Налоева - одного из основоположников жанра новеллы в родной
(кабардино-черкесской) литературе. Эстетические образы этноса, драматические этюды,
наполненные взаимоотношениями людей, их чувствами и взглядами на мир в новеллах
писателя. Синтез материального и духовного начала для создания образа «прекрасного».
Новеллы «Къру закъуэ» («Одинокий журавль»), «Хьэбалэ и пхъэ гуащэр»
(«Деревянная кукла Хабалы»). Тема сохранения духовных ценностей, социальная
направленность, лирическая тональность и психологическая глубина в новеллах.
Тхагазитов Зубер Мухамедович.
Жизненный и творческий путь народного поэта Кабардино-Балкарской Республики
З.М. Тхагазитова. Развитие творчества поэта в рамках художественноэстетических
традиций родного фольклора, русской литературы и постижения реалистического опыта
писателей старшего поколения. Художественноэстетическое содержание, глубина и
выразительность поэтических средств творчества 3.М. Тхагазитова, новизна взглядов на
концепцию мира и человека.
Особенности индивидуального своеобразия художественных воззрений 3.М.
Тхагазитова на роль и назначение человека в жизни и в истории в стихотворениях «Си адэм
и фэеплъу» («В память об отце»), «Щхьэусыгъуэншэ гуфIэгъуэ» («Радость без повода»),
«Гъатхэмрэ хъыджэбзымрэ» («Весна и девушка»), «КъызжаIэр хъуркъым сэ си фIэщ» («Не
верю в то, что говорят мне»). Тема торжества человеческих ценностей. Богатство языка
автора стихотворений.
Кармоков Мухамед Мухажирович.

Жизненный и творческий путь народного писателя Кабардино-Балкарской
Республики М.М. Кармокова.
Жанрово-тематическое многообразие творчества писателя. Гибкое переплетение
сюжетных линий, глубина конфликта, нравственное развитие личности, богатство и чистота
языка, смелость и проницательность мысли, стройность композиции в романах писателя
«Азамат», «Къоджэм уигъэжейркъым» («Зов»), «Щихухэр иджыри мэкI» («А тополя всё
растут»).
Повесть М.М. Кармокова «Гугъэ» («Надежда»). Морально-этические проблемы,
система образов. Язык и художественные особенности повести.
Мафедзев Сараби Хажмастафович.
Жизненный и творческий путь этнографа, историка, члена Союза писателей СССР,
заслуженного деятеля науки Кабардино-Балкарской Республики С.Х. Мафедзева.
Вклад С.Х. Мафедзева в этнографическое изучение традиционной культуры адыгов.
Роман «Мыщэ лъэбжьанэ» («Медвежьи когти»). Историческая основа романа. Связь
романа с историей адыгского народа. Необузданное стремление к свободе, за которую
черкесы готовы умереть, и которая затрудняет политическую необходимость объединиться
для борьбы с противником в романе С.Х. Мафедзева. Образы героев. Язык и
художественные особенности романа.
Эльгаров Кашиф Мисостович.
Жизненный и творческий путь поэта, прозаика, журналиста, заслуженного работника
культуры Кабардино-Балкарской Республики К.М. Эльгарова. Жанровое многообразие
творчества.
Многообразный, многоплановый творческий поиск, в основе которого нравственная
проблематика: размышления о смысле жизни, предназначении человека. Желание отразить
непростое время, изменения, происходящие в обществе и человеческой душе в рассказах
К.М. Эльгарова «ЩIэдзапIэ» («Начало») (1964), «Сабиигъуэм и дыгъэ» («Солнце детства»)
(1966), «Пщэдджыжь хьэщIэ» («Утренняя гостья») (1973).
Роман «Щыуагъэ» («Ошибка»). Художественное своеобразие романа. Правдивое и
яркое изображение военной и послевоенной жизни. Значение изображаемой ситуации
для
раскрытия
характера
персонажей
и их взаимоотношений. Соотношение факта и вымысла.
Журтов Биберд Кумыкович.
Жизненный и творческий путь адыгского прозаика, драматурга Б.К. Журтова.
Многожанровость творчества писателя. Разнообразный круг высмеиваемых автором
человеческих пороков и жизненных явлений в сатирико-юмористической прозе. Рассказы
«Ещхьыжкъым» («Больше не похож»), «ЗыкъиIэтыжафакъым» («Не смог заново
подняться»), «Ари езы Жансурэтт» («Это и есть сама Жансурат»). Связь драматургии и
театра. Жанрово-стилевые особенности пьес Б.К. Журтова для постановок. Высмеивание
человеческих пороков.
Роман Б.К. Журтова «Унагъуэ» («Семья»). Мастерство автора в рельефной

детализации изображаемого.
Хахов Сафарби Гидович.
Жизненный и творческий путь поэта, прозаика, переводчика, публициста, журналиста
С.Г. Хахова.
Социальные, нравственные, философские проблемы бытия и человека в повестях С.Г.
Хахова «Сигу, тепыIэ» («Остановись, сердце моё!»), «Велга».
Нравственные, философские проблемы в рассказах-миниатюрах писателя. Сборник
рассказов «Си хъуреягъкIэ» («Вокруг меня»).
Дугужев Курман Бахситович.
Жизненный и творческий путь К.Б. Дугужева.
Разнообразие движений души, мира чувств и переживаний человека в поэзии автора
(сборник «Кърухэр» («Журавли»). Философские размышления, мысли о верной дружбе,
чистой бескорыстной любви, о подлинном человеке и человечности в прозе Дугужева
(повесть «Тыгъэ» («Подарок»).
Тема родины, исторических корней, исторического прошлого в стихотворениях К.Б.
Дугужева «ЛъэIу» («Просьба»), «КIэлъеIэу тхыдэм» («Вслед за историей»).
Бештоков Хабас Карнеевич.
Жизненный и творческий путь поэта, драматурга, публициста, переводчика Х.К.
Бештокова.
Жанрово-стилевая палитра поэзии Х.К. Бештокова. Основные мотивы лирики поэта.
Философская, медитативная, пейзажная, любовная лирика, обращенная к животрепещущим
и самым актуальным вопросам общества и времени. Внутренний протест против
празднословия, против «игры в поэзию», искажения языка.
Художественная особенность, богатство изобразительно-выразительных средств и
технических приёмов, широта и многоцветие поэтической лексики в стихотворении Хабаса
Бештокова «Си лъахэм» («Моей отчизне»).
Бицуев Анатолий Муратович.
Жизненный и творческий путь А.М. Бицуева. Основные мотивы и жанры
поэтического творчества А.М. Бицуева. Гражданская, пейзажная, любовная и философская
лирика А.М. Бицуева в разные периоды его творчества. Стихотворения «ЩIылъэм
къытенащ иджыри Iугъуэ фIыцIэ» («На земле ещё остался чёрный дым»), «Анэгу» («Сердце
матери»), «Гамлет мэгупсысэ» («Гамлет рассуждает»), «Жэщ хьэлъэ» («Тяжёлая ночь»),
«Нэпсхэр» («Слёзы»), «Япэ лъагъуныгъэ» («Первая любовь»), «Мазэгъуэ жэщ» («Лунная
ночь»), «Хэт ухуэзгъэдэну» («С кем тебя сравнить»), «Сыт щхьэкIэ?» («Зачем?»). Цельная
художественная концепция о женской любви, дарящей вдохновенный порыв и счастье
мужчине, а порой приносящей страдание и боль в любовной лирике поэта. Фольклорные
мотивы кабардинского эпоса в балладах А.М. Бицуева.
Особенности художественного мировосприятия, главный мотив стихотворений
«КIуэцIрыкIыбжэ» («Открытый двор»), «Сурэт» («Портрет»), «Уэсыр къос» («Снег идёт»).
Нахушев Мухамед Джауадович.

Жизненный и творческий путь писателя М.Д. Нахушева. Обзор прозы М.Д.
Нахушева. Идейно-тематическое своеобразие произведений. Тема и основная мысль
рассказа М.Д. Нахушева «ФатIимэт» («Фатимат»). Характеры, нравственные принципы
героев. Художественное мастерство автора.
Утижев Борис Кунеевич.
Жизненный и творческий путь писателя, драматурга, учёного, журналиста, педагога
Б.К. Утижева. Новаторство Утижева в некоторых жанрах кабардинской литературы.
Элементы эпоса и лирики в стихах в прозе. Предметность, образность, выразительность
лирики. Собственный стиль, оригинальность, индивидуальная самобытность. Богатство
языка автора и персонажей его произведений, созданных в жанрах поэзии, прозы и
драматургии.
Драматургия Б.К. Утижева. Роль и место трагедии «Тыргъэтауэ» («Тыргатао») в
творчестве драматурга и в кабардинской драматургии в целом. Мастерство драматурга в
использовании художественных приемов («говорящие имена»).
Ацканов Руслан Хасбиевич.
Жизненный и творческий путь Народного поэта Кабардино-Балкарской Республики
Р.Х. Ацканова. Вклад Р.Х. Ацканова в эволюцию жанра сонета в кабардинской поэзии.
Лиричность, глубина чувств и элегическая тональность его поэзии. Высокая
художественность сонетов в преодолении ожидаемого поэтического обобщения. Сборник
стихотворений «После дождя…». Философское содержание, психологизм, отстаивание
общечеловеческих ценностей в новеллах Р.Х. Ацканова.
Отражение красоты людей, времён года, любви, доброты в сонетах и стихотворениях:
«Мылъкум дихьэхахэр» («Увлечённые богатством»), «Насып гъуэгур…» («Дорога
счастья…»), «Уэздыгъэу мэункIыфIыжри…» («Гаснет как свет…»), «ЩыхупIэр хуэдэщ
езэша…» («Обрыв подобен уставшему …»), «Жьы хъуа унэм…» («В старом доме…»).
Мукожев Анатолий Хабалович.
Жизненный и творческий путь А.Х. Мукожева. Нравственная чистота и высота
философской лирики, неделимое единство мира человека и мира природы, правда бытия,
колдовское очарование неподслащенной красоты неповторимого камертона каждодневной
суеты по имени «Её Величество Жизнь» - основные черты творчества А.Х. Мукожева.
Сборники стихотворений «Жьэгу» («Очаг»), «Къалэ жыжьэ» («Далёкий город»),
«Дунеижь» («Старый мир»), «Лъэужь» («Наследие»), «Маринэ» («Марина») и
«ЛIэщIыгъуэ» («Эпоха»).
Яркость чувств, гармоническое слияние человека и природы в стихотворениях А.Х.
Мукожева «Хуейщ дыгъэр бзийкIэ гуэшэну…» («Солнце хочет делиться лучами…»),
«ПсэкIэ фи гъунэгъуу цIыху къэфлъыхъуэ» («Ищите родственную душу»), «Егъэлеяуэ мы
щIылъэм…» («В этом мире я сильно…»).
Литература адыгской диаспоры.
Лицо войны в произведениях поэтов и писателей адыгской диаспоры. Образы
черкесов, способных на подвиг ради спасения своего народа. Хост Надия, рассказ

«Гупсэухугъуэ нэпцI» («Мнимая отдушина»). Уатар Сами, рассказ «Жыг къудамэ»
(«Деревянная ветка»).
Новая ветвь современной кабардино-черкесской литературы.
Лирический герой, жанровые особенности и поэтические открытия в современной
кабардино-черкесской литературе. Образность языка, авторские инновации, характерные и
излюбленные современными авторами. Художественнопоэтические поиски в поэзии
Кануковой Зарины Саадуловны и Пшукова Латмира Хазешевича. Любовь к родной
природе, к своей родине в стихотворениях З.С. Кануковой «Адыгэ хьэблэ» («Адыгский
аул»), «ЗэрытемыгъакIуэ гъэмрэ щIымрэ…» («Поединок старого с новым годом»), Л.Х.
Пшукова «Си хэкум» («К Родине»).
Эпизоды образного преломления законов мироздания, характеристика и смысл
причастности к ним человека в поэзии Махотлова Нарзана Шагировича. Трансформация в
рассматриваемой художественной системе диалога с мирозданием в диалог с человеком.
Стихотворения «Пщэдджыжьыпэщ. Аузыр мэхущхьэ…» («Утро. Ущелье зевает…»),
«Пшэплъ натIэ хъужу уафэр мэгупсысэ…» («В раздумьях небо, залитое розовым
светом…»).
Рассуждения о смысле жизни, устройстве вселенной, воспевание общечеловеческих
чувств, природы и человека, как ее части, с принципами психологизма в творчестве
Аброковой Бэллы Мусовны. Стихотворения «Магъ дунейри, мэгуфIэжыр...» («Плачет небо
и смеётся…»), «Уафэр - адэу, ЩIылъэр - анэу…» («Небо - как отец, Земля - как мать…»).
Специфика человека и его бытия, взаимоотношения с миром, моральные и
общепринятые принципы сосуществования, главенствующие в произведениях Шомаховой
Залины Хазретовны. Мистика, призыв человека к диалогу с самим собой, к построению
собственного мироощущения через призму культуры и ценностей черкесского народа в
рассказе «Жэнэтбзу» («Райская птица»).
Человеческое достоинство, благородство души в произведениях писателя Бемурзова
Зураба Мухадиновича. Тема семьи и памяти в рассказе «МыIэрыситхурэ ныкъуэрэ» («Пять
с половиной яблок»).
Историческое прошлое, национальные мотивы в творчестве Кануковой Анфисы
Азреталиевны. Тема верности, любви в рассказе «КъруитI» («Два журавля»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОЙ
(КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с
жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардиночеркесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардиночеркесской литературы, а также русской и зарубежной литератур;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
кабардино-черкесской литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы ;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России и, в том числе с опорой на литературные
произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной
(кабардино-черкесской) литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при
чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую
деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в
том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в кабардиночеркесской
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в литературных произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе, в том числе на
литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным
изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного читательского опыта.
В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при
изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные
произведения, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания по родной
(кабардино-черкесской) литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами
современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы
решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или
иной темы по родной (кабардино-черкесской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации
и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования

информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной
(кабардино-черкесской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа
литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной
(кабардино-черкесской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний; в том числе в вопросах кабардино-черкесской литературы, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других
людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности,
в
том числе
в процессе чтения
литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

признавать своё право и право других
на ошибки
в дискуссиях
на литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной
(кабардино-черкесской) литературе;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы.
К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
понимать значимость чтения на родном языке для своего дальнейшего развития,
осознавать роль чтения в формировании положительных личностных качеств;
понимать образную природу литературы и искусства, проводить связи между
литературой и другими видами искусства (изобразительными, музыкальными, искусством
театра и кино) посредством сравнения двух или нескольких произведений;
демонстрировать знание рекомендованных для изучения произведений родной
литературы (кабардино-черкесской), при необходимости сравнивать их с проблемнотематически или художественно близкими произведениями других литератур;
в устной и письменной форме анализировать и обобщать свой читательский опыт:
выделять основные темы и идеи произведения, понимать жанрово-родовую специфику
произведения, осмысливать характеры и взаимосвязь героев в произведении, выявлять
совокупность композиционных и языковых художественных средств, оценивать
художественную выразительность произведения, выявлять авторскую позицию и способы
ее текстуального выражения, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным и
терминологическим аппаратом, анализировать литературный материал с учетом контекста
творчества писателя и историко-культурной эпохи;
выполнять творческие, исследовательские и проектные работы в области литературы,
предлагать собственные интерпретации литературного материала;
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с

использованием ресурсов музея, библиотеки, исторических документов);
анализировать художественное произведение в сочетании свойств, воплощающих
особенности литературной эпохи, объективные законы жанра и субъективные черты
авторской индивидуальности;
владеть элементами сравнительно-сопоставительного анализа, устанавливать сходные
и уникальные черты двух и нескольких произведений, творчества двух и нескольких
писателей;
анализировать и давать оценку одной из творческих интерпретаций литературного
произведения (например, кинофильм или театральную постановку, запись
художественного чтения, серию иллюстраций к произведению).
Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы.
К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:
понимать влияние литературы и литературной жизни на развитие национальной
культуры, осознавать литературу как важнейшее условие сохранения и развития языка и
национальных духовных ценностей;
демонстрировать знание основных фактов биографии, произведений и особенностей
творчества ведущих адыгских писателей;
целостно воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы,
понимать взаимосвязь проблемно-тематического и художественного уровней
произведения;
понимать особенности образного отражения действительности, общие и
отличительные черты литературы и других видов искусства (изобразительных и
музыкальных видов искусства, искусства театра и кино), осознавать взаимосвязанное
развитие разных видов искусства;
демонстрировать навыки анализа, интерпретации и оценки литературного материала:
обосновывать выбор художественного произведения и фрагментов творчества писателя для
анализа, рассматривать произведение с учётом его жанрово-родовой специфики, выявлять
взаимосвязь идейно-тематических и художественных компонентов произведения,
определять главные содержательные линии и стилевые особенности творчества писателя,
объяснять авторский выбор художественных решений, рассматривать произведение в
контексте творчества писателя и литературной эпохи, выражать собственное мнение о
прочитанном, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным и
терминологическим аппаратом;
владеть различными элементами и формами литературно-критической, проектной и
исследовательской деятельности, предлагать собственные интерпретации литературного
материала;
понимать роль и место читателя в развитии литературы и литературного процесса;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией,
этнопсихологией, историей религиозных взглядов);

пользоваться элементами художественной интерпретационной деятельности
(художественное чтение, театрализация, приемы визуализации).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№

Наименование разделов и тем

Часы

Соч. Тестир.

п/п
1

Проект
Введение.

1

Использованные электронные (цифровые)
ресурсы

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

2

3.

4.
5.

5.

6.

Кабардино-черкесская литература в
годы Великой Отечественной
войны и в
послевоенное время.

1

Алим Пшемахович Кешоков.
Лирика поэта (обзор).
Теория литературы: риторический
вопрос,
риторическое
обращение.
Обзор прозы А.П. Кешокова.
Тема и идея романа «Лъапсэ»
(«Корни»).
Теория литературы: речь автора и
персонажей.
Сочинение.

5

Шортанов Аскерби Тахирович.
Обзор рассказов и очерков
А.Т. Шортанова.
Обзор драматических произведений А.Т. Шортанова.
Роман-эпопея
А.Т. Шортанова
«Бгырысхэр» («Горцы»).
Народные ценности в кабардиночеркесской
литературе
советского и постсоветсткого
периода.
Шогенцуков Адам Огурлиевич.
Жанрово-тематическое
многообразие лирики поэта А. О.
Шогенцукова.
Тема
и
идея
повести
А. О. Шогенцукова «Уи цlэр
фlэсщынщ» («Назову твоим
именем»)
Проектная
работа
«Первая
любовь».

4

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

2

1. http://book.cnppm.ru/
1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

3

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/

1

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

7.

Кагермазов Борис Гидович.
Поэмы Кагермазова.

2

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

8.

Кажаров Петр Хаибович. Жанровотематическое многообразие лирики
поэта.

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

9.

Полугодовая аттестация урокзачет (тестирование).

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

10. Керефов Мухамед Жанхотович.
Повесть М. Ж. Керефова «Адэ
щIэин
мылъку
хъурэ?»
(«Разбогатеешь
на
наследстве
отца?»).

2

11. Куашев Бетал Ибрагимович.
Обзор поэтического творчества Б.
И. Куашева.
Теория литературы: пейзажная
лирика, инверсия.

1

12. Налоев Ахмедхан Хамурзович.
Обзор рассказов А. Х. Налоева.
Тема и идея романа «Нэхущ шу»
(«Всадники рассвета»).

3

13. Ханфенов Алим Мазанович. Обзор
поэзии А.М. Ханфенова.

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

14. Хавпачев Хажбекир Хабалович.
Обзор прозы Х. Х. Хавпачева.

2

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

15. Балкарова Фоусат Гузеровна.
Обзор стихотворений и поэм Ф.Г.
Балкаровой.

2

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

16. Туаршев Аслан Умарович.
Обзор прозы А.У. Туаршева.

2

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

17. Илъэсым

яджар къызэщIэкъуэжын (тестирование).

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

Всего: 34ч.;
пр.-1

соч.-2ч.; тест.-2ч.;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№

Наименование разделов и тем

Часы

п/п
1

2

3.

Соч. Тестир.
Проект

Введение. Литература как искусство слова.

1

Кабардино-черкесская литература
советского и постсоветского
периода.
Налоев Заурбий Магометович.
Обзор прозы З.М. Налоева

3

Тхагазитов Зубер Мухамедович.

1

Использованные электронные (цифровые)
ресурсы

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

4.

5.

6.

Кармоков Мухамед Мухажирович.
Жанровотематическое
многообразие творчества писателя.

3

Мафедзев Сараби Хажмастафович. Вклад С.Х. Мафедзева в
этнографическое
изучение
традиционной культуры адыгов.

3

Эльгаров Кашиф Мисостович.
Жанровое многообразие творчества.

2

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.http://book.cnppm.ru/

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/

7.

8.

Журтов
Биберд
Многожанровость
писателя.

Кумыкович.
творчества

Хахов
Сафарби
Гидович.
Социальные,
нравственные,

1

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

1

1https://learningapps.org/myapps.php

9.

философские проблемы бытия и
человека в повестях С.Г. Хахова.
Внеклассное
чтение.
«Си

2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
1

хъуреягъкIэ» («Вокруг меня»)
10.
Утижев
Борис
Кунеевич.
Новаторство Утижева в некоторых
жанрах кабардинской литературы.
11. Мазихов Борис Бесланович. Его
проза.

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

3

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

1

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

12. Сочинение.

2

1https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva

13. Дугужев
Курман
Бахситович.
Разнообразие движений души, мира
чувств и переживаний человека в
поэзии автора.

1

14. Бештоков
Хабас
Карнеевич.
Жанрово-стилевая палитра поэзии
Х.К. Бештокова.

2

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

15. Дабагов Мухамед Калобекович.
Тема и идея пьесы «Анэр нэм
хуэдэщ».

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

16. Бицуев Анатолий Муратович.
Гражданская, пейзажная, любовная
и философская лирика А.М.
Бицуева в разные периоды его
творчества.
17. Бемурзов Мухадин Хамидович.
Человеческое
достоинство,
благородство
души
в
произведениях поэта.

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

18. Сочинение.

2

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.http://book.cnppm.ru/

19. Ацканов
Руслан
Хасбиевич.
Лиричность, глубина чувств и
элегическая
тональность
его
поэзии.

1

20. Мукожев Анатолий Хабалович.
Яркость чувств, гармоническое
слияние человека и природы в

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities

стихотворениях А.Х. Мукожева.
21.

Литература адыгской диаспоры.
Хагуров Ахмед Джанхотович.
Кубов Шабан Индрисович.

3.http://book.cnppm.ru/
1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

22.

Итоговая аттестация (тест)

1

1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
3.http://book.cnppm.ru/

Всего: 34 ч.; соч.-4ч.; тест.-1ч.;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».