Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
имени Михаила Юрьевича Лермонтова» г.Баксана
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Дышекова М.М.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МКОУ «СОШ№6 им.М.Ю.Лермонтова»
г.Баксана
от 31.08.2023г № 215
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке»
для обучающихся 1 – 4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском)
языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения
основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное
чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и
художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на
формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, кабардино-черкесская литература устанавливает
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национально-культурной
традиции в сознании обучающихся.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1
классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (66
часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период
обучения грамоте, представлено в федеральной рабочей программе учебного
предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте
заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардиночеркесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардиночеркесском) языке» начинается со 2 класса.
В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой
и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая
деятельность обучающихся, круг детского чтения.
Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
направлено на достижение следующих целей:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования обучающихся;
-совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов;
-развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
-развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде
и ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
-формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к
жизни и культуре народов России;
-ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Содержание обучения во 2 классе.
«1уэры1уатэ - дыщэ пхъуантэ» («Фольклор - золотой ларец»).
Къуажэхьхэр (Загадки). Псалъэжьхэр (Пословицы). ПсынщЬрыпсалъэхэр
(Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукЬхэр (Игры и забавы). Таурыхъхэр,
псысэхэр (Сказки): «Дыгъужьыр, бажэр, адакъэр» («Волк, лиса, петух»),
«Аслъэнымрэ дзыгъуэмрэ» («Лев и мышь»), «Мыщэмрэ Бажэмрэ» («Медведь и
лиса»), «Бажэмрэ Кърумрэ» («Лиса и журавль» (русская народная сказка в
обработке А. Афанасьева, перевод X. Кармокова).
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение «КЬпхъ» («Белка»). Б. Карданов,
рассказ «Хьэту ц1ык1урэ Жэмалрэ жыг зэрагъэк1ар» («Как Жамал и Хату
выращивали деревья»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди кхъужьейр» («Наши
грушевые деревья»). X. Абитов, стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). А. Браев,
рассказ «Мэз лъапэм» («У лесной опушки»). 3. Налоев, стихотворение «Бжьыхьэр
бейщ» («Богатая осень»).
«Ди ныбжьэгъуф1 псэущхьэхэр» («Наши друзья - животные»).
В. Абитов, стихотворение «Си бажэ» («Моя лиса»). X. Кармоков, сказка
«Хьэмрэ Мыщэмрэ» («Собака и Медведь»). Б. Жанимов, стихотворение
«Къуалэбзу пшыналъэ» («Птичья мелодия»). А. Куантов, рассказ «Джэджьейм и
Ьмалыр» («Изворотливый цыпленок»). А. Черкесов, стихотворение «Парийрэ
Юущэрэ» («Парий и Куша»). М. Кештов, стихотворение «Шырэ» («Шырэ»). Б.
Кагермазов, стихотворение «Цыжьбанэ» («Ёжик»).
«ИДымахуэр щ1ы1эми, зэман дахащэщ» («Люблю природу зимой»).
Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс (Окружающий мир. Первый снег).
Л. Афаунов, стихотворение «ПЦымахуэ» («Зима»). Ф. Казанова, стихотворение
«ГуфЬгъуэ» («Радостное событие»). Б. Карданов, рассказ «Уэсыр джэдыгущ»
(«Снег - покрывало»). Б. Журтов, рассказ «Бацэ». («Бацэ»). А. Шогенцуков,
стихотворение «ИлъэсыщЬ» («Новый год»). Б. Жанимов, рассказ «Бзуупц1э»
(«Чёрный дрозд»).
«Лэжьыгъэр гуфЬгъуэщ» («Труд - радость»).
Л. Афаунов, стихотворение «Щ1ылъэмрэ уафэмрэ» («Земля и небо»). П.
Кажаров, стихотворение «1эщ1агъэл1» («Специалист»). X. Гяургиев, рассказ
«Нанэ» («Нана»). Б. Кагермазов, стихотворение «Бжэндэхъухэр згъэгуфЬнщ»
(«Обрадую скворцов»). А. Ханфенов, рассказ «Дыкъуэнагъ насыпыфЬ»
(«Счастливый Джыкъуэнагъ»). 3. Налоев, рассказ «Зулий и жыг» («Деревце
Зулий»). О. Хашукоев, стихотворение «Хэт ар?» («Кто это?»). Б. Карданов, рассказ
«Ныбжьэгъу пэж» («Верный друг»).
«Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся своей Родиной!»).
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов, стихотворение «Къалэм сыщохьэщЬ»
(«В гостях в городе»). А. Шогенцуков, стихотворение «Сабиигъуэ» («Детство»). А.
Шоров, стихотворение «Сыт насыпыр?» («Что такое счастье?»). М. Губжев, рассказ
«Пщэдджыжьыр къуажэм» («Утро в селе»). М. Ахметов, стихотворение «Сощ!
сурэт» («Я рисую»).
«Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» («Добро пожаловать, весна!»). «ХъыбарегъащЬ»
(«Оповещение»). Л. Афаунов, стихотворения «Гъатхэр
къэсыжащ» («Весна вернулась»), «Гъатхэ» («Весна»). Б. Карданов, рассказ «Си
мамэ дыщэ» («Моя золотая мама»). 3. Налоев, рассказ «Лиуан и бдзэжьей ещэк1ар»
(«Как Лиуан ловил рыбу»). П. Кажаров, стихотворение «Си мамэ» («Моя мама»).
Л. Шогенов, стихотворение «Хьэсэн» («Хасан»). Л. Бозиев, рассказ «МыЬрысэ
дыщафэхэр» («Золотистые яблоки»).
«Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» («Летнее изобилие»).
Б. Аброкова, рассказ «Бжьэпэм» («У обрыва»). М. Кештов, стихотворение «Жыгхэр
мэ1ущащэ» («Шепот деревьев»). К. Ушинский, рассказ «Мэз ц1ык1ум» («В лесу»)
(Перевод А. Гергова). Б. Кагермазов, стихотворение «Псы ц1ык1у» («Ручеек»).
Содержание обучения в 3 классе.
Псалъапэ (Введение).
X. Шоров, стихотворение «Тхылъым и лъэ1у» («Просьба учебника»). А.
Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ «Ди
щ1ыналъэр» («Наш край»).
Адыгэ 1уэры1уатэ (Адыгское устное народное творчество). Псалъэжьхэр
(Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки). ПсынщЬрыпсалъэхэр
(Скороговорки). Предание «Насып» («Счастье»). Сказка «Шыкъумц1ий»
(«Шикумций»).
Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).
А. Кешоков «Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). 3. Жириков «Дыгъужь к1эн»
(«Волчья кость»).
«Бжьыхьэ» («Осень»).
А. Шогенцуков, рассказ «Бжьыхьэ» («Осень»). С. Жилетежев, стихотворение
«Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ «Щыхьым и жыг» («Дерево
Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпЬцЬдж» («Муравей»). Б. Тхамоков,
рассказ «Т1рашэрэ мыЬрысеймрэ» («Траша и яблоня»).
«Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).
М. Шебзухов, рассказ «Мэзым» («В лесу»). А. Куантов, рассказ
«Тхьэк1умэк1ыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов, рассказ «Джэджьей щ1ыху
ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков, стихотворение «К1ущэ нагъуэ»
(«Сероглазый Куша»).
Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).
Л. Афаунов, стихотворение «Абу ц1ык1у» («Маленький Абу»). 3. Налоев,
стихотворение «Пц1ы бупсмэ, уи пэжри я ф1эщ хъужыркъым» («Соврав однажды,
теряешь доверие»). X. Хавпачев, рассказ «Умышынэ, дадэ» («Не бойся, дедушка).
Л. Шогенов, стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ» («Дедушкины очки»). X. Кауфов,
рассказ «Щыхугъэм и къалэныр» («Значение человечности»).
«Щ1ымахуэ» («Зима»).
Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Б. Тхамоков, рассказ
«Бзу» («Птица»). А. Ханфенов, стихотворение «ГуфЬгуэш». («Раздающий
радость»). С. Жилетежев, рассказ «ИДымахуэ пщэдджыжь». («Зимнее утро»). В.
Бианки, рассказ «БажапцЬ». («Чернобурая лиса») (Перевод X. Кармокова) Ф.
Малаева, рассказ «Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для Снежной Королевы»).
«Лэжьыгъэм ц1ыхур егъэлъапЬ» («Труд возвышает человека»).
Предание «1уэху ц1ык1у щыЬкъым...» («Маленьких дел не бывает...»).
Сказка
«Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт л1ы!» («Вот
мужчина!»). М. Дабагов, стихотворение «ПхъащЬ ц1ык1у» («Маленький
плотник»). А. Гергов, стихотворение «П1ыт1э щхьэхынэ» («Ленивый Пита»). А.
Шомахов, стихотворение «Щ1алэф1» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ «1ущ
ц1ык1у» («Смышленный»). Р. Хагундоков, стихотворение «Космонавт ц1ык1у»
(«Маленький космонавт»).
«Гъатхэ» («Весна»).
А. Ханфенов, рассказ «Къэхутак1уэ ц1ык1у» («Маленький изобретатель»).
Дж. Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). X. Кунижева, рассказ «Март мазэ»
(«Месяц Март»). X. Шогенов, стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Примета весны»).
А. Мезов, стихотворение «Мыщэ жейнэд» («Медведь соня»). М. Кештов, рассказ
«Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов, стихотворение «Гъатхэ махуэ»
(«Весенний день»). Р. Ацканов, стихотворение «Пшэхэр» («Тучи»).
«Хэкур хъумэныр къалэн лъапЬщ» («Защита Родины - святая обязанность»).
А. Кешоков, стихотворение «Зеич лант1э» («Гибкая кизиловая веточка»). Л.
Канаметова, рассказ «Майм и 9-р Тек1уэныгъэм и махуэшхуэщ» («9 мая - День
Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ» («Лалина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сэ зауэл1ым сеупшДат» («Я спрашивал у солдата»). К. Эльгаров,
стихотворение «Тек1уэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День Победы»).
«Гъэмахуэ» («Лето»).
X. Кармоков, рассказ «Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчелы Тлепшоко»). Б.
Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков, рассказ «Хьэрун дадэрэ
Т1алэ ц1ык1урэ» («Дед Харун и маленький Таля»). М. Куготов, стихотворение
«СурэтыщЬ) («Художник»). С. Хахов, рассказ «Къалэм къик1а щ1алэ ц1ык1у»
(«Мальчик, приехавший из города»). Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем загадки).
По сказке А. Кешокова, пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»). У. Ногмов,
стихотворение «Ьгъуапэ нэщ1» («Пустой рукав»). Б. Балкизов, стихотворение
«Дыгъэ» («Солнце»).
Содержание обучения в 4 классе.
Адыгэ 1уэры1уатэ (Адыгское устное народное творчество).
Сказки «Л1ымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «Пц1ащхъуэ ц1ык1у»
(«Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и хъупЬ?»
(«Чье пастбище?»).
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева, рассказ
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ» («Пора листопада»), 3. Тхагазитов, стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»). И. Хакунов, стихотворение «Бжьыхьэр къихьащ»
(«Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «1эмал» («Способ»).
«ЦЦымахуэ» («Зима»).
3. Налоев, рассказ «ИЦымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение
«ЦЦымахуэ» («Зима»). Б. Журтов, рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Б. Кагермазов,
стихотворение «ИлъэсыщЬ» («Новый год»). Ф. Малаева, рассказ «ИДымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). М. Озов, рассказ «Джэгунми п1алъэ
и1эщ» («И у отдыха есть пора»).
«Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).
3. Налоев, рассказ «Ьпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «Т1ум т1у
хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). X. Кармоков, рассказ «Ныбжьэгъу уи1эну
ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). X. Шекихачев, рассказ «Сыт джэдум шха
енэужь зыщ1итхьэщ1ыр?» («Почему кот умывается после еды?»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).
«Ди Хэкур» («Наша Родина»).
Л. Бозиев, рассказ «Хъерлы зыгъэп1ейтейр» («Беспокойство Херлы»). С.
Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ
«Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ си
гъащЬр» («Моя Родина, ты моя жизнь»), Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь
щ1ыналъэ» («Земля отцов»).
«Гъатхэ» («Весна»).
А. Шогенцуков, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Л. Губжоков,
стихотворение «Гъатхэпэ» («Март»).
А.
Шогенцуков,
рассказ
«Гъатхэ
теплъэгъуэхэр» («Весенние зарисовки»). А. Мукожев, стихотворение «Анэ»
(«Мать»).
«Щремьиэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).
А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашёл
свою мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»), 3. Налоев, рассказ
«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).
«Псэущхьэхэмрэ къэк1ыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).
Б. Балкизов, стихотворение «Си1эщ сэ жыг ц1ык1у» («У меня есть деревце»).
Б. Журт, рассказ «Мэзым» («В лесу»). Ф. Баксанова, рассказ «Письмо» («Письмо»).
А. Куантов, рассказ «Щыхь хьэщ1э». («Олень в гостях»). По X. Кармокову, рассказ
«Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
«Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).
X. Кодзоков, рассказ «Блулэ» («Блула»). X. Кажаров, стихотворение
«Къалэдэс» («Горожанин»). X. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие
корни»). X. Гяургиев, рассказ «Нэмыс» («Пристойность»). Б. Утижев,
стихотворение «Кхъы1э, и1э» («Давай-ка»).
«Гъэмахуэ» («Лето»).
Р. Ацканов стихотворение «Бжьа1уэм» («На пасеке»). Х.Кунижева,
стихотворение «Мэрак1уэхьэ» («За ягодами»). Б. Тхамоков, рассказ «Гъэмахуэ»
(«Лето»). А. Сонов, стихотворение «Пшэ ц1ык1у» («Облачко»). Г. Скребицкий,
рассказ «Юыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод Ф. Малаевой).
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального
общего образования.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
-становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и
культуры страны;
-проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе
при работе с художественными произведениями;
-уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
-осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
-выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке;
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том
числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
-бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
-неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
-потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
познании произведений фольклора и художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
-сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
-объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
-находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
-выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
-устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
-с помощью учителя формулировать цель;
-сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
-выполнять по предложенному плану проектное задание;
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
-выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в Интернете;
-анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
-понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей; создавать устные (описание, рассуждение,
повествование) и письменные (повествование) тексты;
-подготавливать небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности; корректировать
свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по
её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы);
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
-читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
-читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и
смыслового чтения;
-строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ
на вопрос учителя);
-слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие
ответы новым содержанием;
-работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
-составлять модели речи типов описание, рассказ;
-пополнять активный словарный запас;
-оценивать и характеризовать героев произведения;
-выделять части текста по предложенному плану;
-моделировать свою речь по типу сказки;
-наблюдать за развитием сюжета в произведении;
-выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению; составлять план прозаического произведения;
-называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
-иметь представление о названиях изученных произведений, кратко пересказывать
ихсодержание;
-читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:
-читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;
составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного или
прочитанного текста;
-использовать выразительные средства языка в собственном монологическом
высказывании;
-выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать их,
использовать средства речевого этикета в общении;
-называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений,
перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание
текстов;
-составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его
связность и логичность;
-слушать
высказывания собеседника, отвечать на его вопросы
и аргументировать свою точку зрения;
-находить в прочитанном тексте нужную информацию;
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся
научится:
-разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть; устанавливать
причинно-следственные связи в тексте; воспроизводить текст с использованием
ключевых слов;
-пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных в
классе, называть их авторов;
-обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками из
произведения;
-использовать в речи средства кабардинского речевого этикета; самостоятельно
выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно
рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определённую тему);
-общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях
прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения других
обучающихся; читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в тексте
произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно пополнять
активный словарный запас;
-самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари
и справочники разного направления).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
1
1уэры1уатэ
дыщэ
пхъуантэ»
(«Фольклор - золотой ларец»)
2
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»)
3
«Ди ныбжьэгъуф1 псэущхьэхэр»
(«Наши друзья - животные»)
Всего
Контрольн
ые работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4
«ИДымахуэр щ1ы1эми, зэман
дахащэщ» («Люблю природу зимой»)
5
«Лэжьыгъэр гуфЬгъуэщ» («Труд радость»)
6
«Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся
своей Родиной!»)
7
«Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» («Добро
пожаловать, весна!»)
8
«Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» («Летнее
изобилие»)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
1
Псалъапэ (Введение)
2
Адыгэ 1уэры1уатэ (Адыгское устное
народное творчество)
3
Литературнэ псысэхэр (Литературные
сказки)
4
«Бжьыхьэ» («Осень»)
5
«Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир
вокруг нас»)
6
Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и
характер детей)
7
«Щ1ымахуэ» («Зима»)
8
«Лэжьыгъэм ц1ыхур егъэлъапЬ» («Труд
возвышает человека»)
9
«Гъатхэ» («Весна»)
10
«Хэкур хъумэныр къалэн лъапЬщ»
(«Защита Родины - святая обязанность»)
11
«Гъэмахуэ» («Лето»)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Контро
Всего
льные
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контро
Всего
льные
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Адыгэ 1уэры1уатэ (Адыгское устное
народное творчество)
2
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»)
3
«ЦЦымахуэ» («Зима»)
4
«Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»)
5
«Ди Хэкур» («Наша Родина»)
6
«Гъатхэ» («Весна»)
7
«Щремьиэ зауэ!» («Пусть не будет
войны!»)
8
«Псэущхьэхэмрэ къэк1ыгъэхэмрэ»
(«Животные и растения»)
9
«Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»)
10
«Гъэмахуэ» («Лето»)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34